Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

וישתחו ישראל על ראש המטה

«И поклонился Исраэль в сторону изголовья постели» (47:31)

«Яаков обратился лицом к Шехине. Из этого выводят, что Шехина пребывает над изголовьем больного» (Раши).

 

Однажды увидели рава Хеврона, раби Хизкияу Медини, идущим в жаркий полдень по улице.

Спросили люди: «Куда направляется рав в такое время?»

Ответил рав: «Я иду исполнить заповедь посещения больных!»

«И кто же этот больной?»

«Такой-то».

«Но нарушает законы он, да не увеличится число таких, как он!»

«Во-первых, — сказал рав, — сказано, что даже грешник из народа Израиля полон заповедей, как гранат. Во-вторых, не только больного я собираюсь посетить, но и Шехину, что в изголовье больного».

Пошли люди вместе с равом. Увидев посетителей, приободрился больной и, собравшись с силами, сел в постели из уважения к гостям. Через короткое время выздоровел он, покаялся и не совершал впредь дурных поступков.

 

 

 

וירא ישראל את בני יוסף ויאמר מי אלה

«И увидел Исраэль сыновей Йосэфа, и сказал: Кто эти?» (48:8)

 

Разве Яаков не знал, кого он благословляет? Ведь уже 17 лет учил он Эфраима и Менаше и не видел в них греха. В книге Ознаим летора дано такое объяснение: есть поступки, уместные человеку простому, но не подобающие главе поколения, призванному являться образцом для людей во всех своих деяниях. Посему хотел Яаков удостовериться, что Эфраим и Менаше достойны уровня глав колен Израиля.

Раби Рафаэль бен Шимон, главный раввин Египта (5607/1847, г. Фес, Марокко — 5689/1928, Тель-Авив) был приглашён освятить свадьбу дочери одного из богатейших людей Египта. Торжество проходило в доме отца невесты, не уступавшего по роскоши дворцу правителя Египта. Понятно, что на свадьбу были приглашены все уважаемые члены общины, именитые горожане и министры египетского двора. В назначенный час в почтении встали гости около хупы. Дрожащими руками передал хозяин дома кубок с вином из собственного подвала р. Рафаэлю бен Шимону, который должен был проводить свадебный обряд, Однако рав, обратившись к хозяину, сказал ему на ухо, что это вино не достойно благословения. Удивленный хозяин, тут же сам спустился в подвал и наполнил кубок вином, ещё лучшим, чем первое. Снова обратился к нему рав и прошептал, что и это вино негодно для благословения. Опять спустился богач в подвал и принес самое лучшее вино, из тех, что у него было. И снова рав тихо, но настойчиво, отказал ему.

Смущенный хозяин извинился и попросил рава сопроводить его в подвал, где уважаемый рав сам сможет выбрать достойное вино.

Когда они спустились, то сказал рав: «Сын мой, к большому сожалению, я не могу благословить твоё вино, ибо это нееврейское вино!» От удивления хозяин дома не мог вымолвить и слова. Тогда объяснил ему рав: «Закон таков: к тому, кто осознанно и открыто нарушает шабат, относятся как к гою, и вино его — нееврейское. К сожалению, достаток и почёт отдалили тебя от пути отцов, и ты открыто, на глазах у всех евреев нарушал шабат, посему вино твоё — нееврейское, и я не смогу благословить его». Слова р. Рафаэля, сравнившего его с неевреем-идолопоклонником, и не признавшего его вино еврейским, потрясли богача.

Придя в себя, сказал он: «Научи меня, раби, как вернуться на путь истины, как вернуться к иудаизму, и с этого мгновения обязуюсь я хранить шабат и быть настоящим евреем!»

Поняв, что слова эти сказаны искренне, ответил рав: «Благословен сын мой, вернувшийся на путь истины. Посему, с этого времени, ты — совершенный праведник, и вино твоё разрешено для благословения».

Рав и хозяин дома вернулись к гостям, чтобы сделать хупу. С тех пор хранил богач шабат и служил Творцу с чистым сердцем, как и обещал.

С разрешения издательства «Швут Ами»


О порядке и законах проведения пасхального Седера Читать дальше

Седер

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Слово «седер» означает порядок. Пасхальный вечер проводится согласно установленному нашими мудрецами порядку. Надо уделить внимание не только взрослым гостям, но и детям, чтобы они не скучали.

Пасхальная Агада

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Тора заповедала ежегодно рассказывать об Исходе из Египта. Поэтому за праздничным столом мы читаем Пасхальную Агаду — специальный сборник текстов и молитв. Иллюстрированные сборники Агады очень ценятся в мире иудаики.

Смысл пасхального Седера

Рав Носон Шерман

Исход из Египта для нас — событие давней истории. Однако в действительности мы не движемся вперед по прямой линии, оставляя прошлое позади.

Очистка дома перед праздником Песах и проведение Седера

Рав Пинхас Шайнберг

Настоящая брошюра составлена на основе записей, сделанных группой учеников гаона раввина Хаима-Пинхаса Шейнберга, руководителя иешивы Тора-Ор, и представляет собой сборник его ответов на вопросы слушательниц проводимых им лекций.

Наш рассказ в ночь Пасхального седера

Рав Бенцион Зильбер

Чем воспоминание об исходе из Египта в ночь Песаха отличается от воспоминания об этом событии в другие ночи года?

В каждом поколении

Рав Реувен Пятигорский

В каждом поколении есть свой Египет, как физический, так и духовный. И в наши дни есть те, кто хотят поработить нас, подчинив своему образу жизни. Поэтому надо помнить о главной цели Исхода — осознании веры в Творца.

Избранные пасхальные рецепты

Тиква Серветник

Песах, больше чем другие праздники, отражается на кухне. В этот праздник есть строгие ограничения в ассортименте продуктов. Ашкеназские евреи не употребляют в пищу «китниёт» — разновидность круп. При покупке продуктов, нужно обращать внимание как на кашрут на Песах, так и на их наличие в составе. Приятного аппетита.

Канун Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Избранные главы из книги «Книга нашего наследия»