Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Великий мудрец Талмуда убийца?

Темы: Мудрецы, Воскрешение из мертвых, Пурим, Талмуд, Убийство, Рав Берл Набутовский

Отложить Отложено

Шалом Аллейхем! Где-то в Талмуде я читал, что на Пурим р. Зейра и Раба сильно напились, и один зарезал другого. Затем сделал тшуву и оживил его. Как это возможно? И как это вообще понимать? М.

Отвечает рав Берл Набутовский

Уважаемый М.!

Да, действительно написано в трактате Мегила (7 б), что Раба зарезал Раби Зейру. Однако там написано, что после этого он помолился и Раби Зейра ожил. Видимо, Раба зарезал его ненамеренно.

Магаршо объясняет, что, на самом деле, Раба не зарезал его ножом, а заставил пить вино, пока Раби Зейра не стало очень плохо. Тогда Раба помолился, и р. Зейра почувствовал себя лучше.

Рабейну Йосеф Хаим из Багдада в книге Бен Еhояда даёт другое объяснение. Он говорит, что эти два аморая (мудреца Талмуда) посвятили Пурим изучению секретов Торы, и душа р. Зейры была настолько переполнена восторгом и желанием приблизиться к Творцу, что покинула тело.

Рав Цадок а-Коэн (Рэсисей Лайла 49 и 58, Махшевес Хоруц 13) объясняет, что эта странная история является примером того, что истинное желание еврея — сделать добро ближнему. Как отсюда можно сделать такой вывод?

Как известно, основная идея Пурима — это раскрытие скрытого, спрятанной под многими слоями внутренней сущности вещей. Даже само название «Книги Эсфирь» — Мегилас Эстер — означает раскрытие скрытого. То, что должно было стать самым трагическим (и последним) эпизодом еврейской истории — тотальный геноцид еврейского народа — превратилось в самый весёлый праздник. Ещё большее раскрытие происходит в Шушан Пурим, который приходится на полнолуние, что соответствует полному раскрытию. В этот день открываются вещи, которые не могли открыться даже в сам Пурим, поэтому в городах, окруженных стеной (которая символизирует сокрытие), Пурим празднуется именно в этот день (по книге Шем ми-Шмуэль).

Закон, по которому в Пурим нужно напиваться до состояния, в котором уже невозможно отличить Амана от Мордехая, заставляет нас проявить наши истинные качества, обычно находящиеся под контролем интеллекта. Раба, напившись, показал себя в очень неприглядном виде. Оказалось, что по природе своей он просто убийца! Ведь он родился под планетой Маадим (Марс; Шабес 156 а) (см. Откуда берётся характер человека?)!

Однако на следующий день, в Шушан Пурим, произошло ещё более глубокое раскрытие души Рабы. Его молитва о воскрешении Раби Зейры была настолько искренней, она исходила из таких глубин его души, что в ответ на неё произошло настоящее чудо! Если бы в словах и чувствах, вложенных в эту молитву, была малейшая доля лицемерия, то она, конечно, не была бы принята.

Так раскрылось, что даже еврей, который от рождения склонен к кровопролитию, на более глубоком уровне всё же желает сделать добро ближнему. Т. е. склонность к кровопролитию это внешнее качество, а гмилус хасодим — желание делать добро — это более глубокое качество.

С уважением, Берл Набутовский

Материалы по теме


В главе Ваэра рассказывается о первых семи Казнях Египетских, которые Вс-вышний обрушил на фараона и египтян. Читать дальше

Недельная глава Ваэра

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваэра

Начало главы Ваэра. Книга Шмот 12

Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Шмот»

«Ваэра» («И я явил себя»)

Рав Бенцион Зильбер

Всевышний снова посылает Моше и Аарона к фараону с требованиемотпустить еврейский народ, чтобы он служил Б-гу. В доказательство, что Моше действительно послан Б-гом, Всевышний велит ему явить фараону чудо: превратить свой посох в змея. Фараон отказывается выполнить требование Всевышнего. За этим следуют десять ударов по Египту, которые должны заставить фараона подчиниться требованию Б-га. О каждом из них Моше заранее предупреждает фараона. Каждый из них представляет собой чудо, совершаемое Моше и Аароном.

Ваэра. Я выбираю свободу

Рав Ефим Свирский