Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Правда ли, что Сара стала фактической женой фараона?

Темы: Болезни, Наказание, Фараон, Авраам, Сара

Отложить Отложено

Правда ли, что Сара стала фактической женой фараона, когда ее забрали у Авраама? Ведь написаны ясно слова фараона к Аврааму: «Почему ты сказал, что она сестра твоя, и взял я ее себе в жены?». Известно, что мидраш говорит, Сара была только взята в его дом… но его слова буквально указывают на связь с Сарой, в наказание за которую он и покрылся язвами.

И еще. Мидраш говорит, что под язвами имеется в виду венерическая болезнь. Правда ли это? Спасибо, m.

Отвечает рав Реувен Куклин

Уважаемый m.,

Слова фараона: «И взял я её себе в жёны» означают, что он взял Сару с целью, чтобы та стала его женой (по словам Рамбана, фараон намеривался тем самым сообщить, что он взял Сару, чтобы та была царицей, а не наложницей). Эти слова вовсе не обозначают, что она реально стала его женой.

Подобное выражение употребляет Тора относительно эшэт ефат тоар (женщины, красивой видом), как сказано (Дварим 21, 10-11): «Когда выступишь на войну… И увидишь в плену женщину, красивую видом, и возжелаешь ее, и возьмешь ее себе в жены». Тут также слова: «И возьмёшь ты её себе в жёны» вовсе не обозначают, что она реально станет твоей женой. Их значение в этом стихе — ты её возьмёшь с целью, чтобы она стала впоследствии твоей женой. Это значение явно видно из последующих стихов (12—13): «То приведи ее в свой дом и пусть обреет она свою голову и отпустит ногти свои… А после того можешь войти к ней и совокупиться с нею, и будет она тебе женой». Мы видим, что только после всех описанных выше процедур она станет твоей женой.

И именно поэтому сразу же добавляет фараон (стих 19): «Вот твоя жена, бери и иди». Словами «Вот твоя жена» он намеривается сообщить Аврааму — как она была твоей женой, так и осталась, я до неё не дотронулся.

Вы пишете, в мидраше сказано, что под «язвами» подразумеваются венерические заболевания. Мне неизвестен такой мидраш. Раши пишет, что болезнь фараона была — раатан. Источник слов Раши — в мидраше Берешит Рабба (41, 2). Там сказано, что это одна из разновидностей болезней шхин (нарывы). Этот вид болезни Шхин исключает возможность интимной близости.

С уважением, Реувен Куклин

Читайте: Не сочтите меня антисемитом…

Материалы по теме


Пророк Моше в своей прощальной, напутственной речи, дает народу важные указания относительно судей и судебной системы, царя и многого другого. Читать дальше

Недельная глава Шофтим

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Шофтим»

Общее объяснение принципов земного и Б-жественного руководства Израилем на примере заповедей о судьях

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

В Торе описывается разветвленная система руководства. Малые суды, Санхедрин и царь — это основные юридические инстанции.

Недельная глава Шофтим

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие эссе на тему недельной главы

На тему недельной главы. Шофтим

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

«Слушай, Израиль! Вы выходите ныне на сражение с врагами вашими, — обращался коэн к евреям перед боем. — Да не ослабеет сердце ваше, не бойтесь, не трепещите пред ними».