Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Велика милостыня! — она достигает Престола чести и славы, как сказано: «Милостыня и справедливость — основа престола Твоего» (Теилим 89; 15).»Орхот цадиким. Щедрость

Очень много вопросов накопилось, буду спрашивать!

Темы: Тшува, Галут, Бенцион Зильбер, Самосовершенствование, Конец времен

Отложить Отложено

СБП
Есть запрет на контакт с душами умерших (а что, души живых - можно? :))
Есть понятие - пикуах нефеш.
Можно ли посредством нарушения первого запрета исполнить второй?
Пример. Вызов души убитого террориста, чтобы узнать стратегические данные о базе, главарях и т.д. То же самое с правителями враждебных гос-в.

СБП
У вопроса несколько составляющих.
1. Относится ли наше поколение к \"дор а-тшува\"?
2. Относится ли наше время к \"ахарит а-ямим\"?
3. Мы находимся в галуте Эдома.Слышал, что должен еще быть галут Ишмаэль.
Где это упомянуто?
4. По Вашему мнению, по какому сценарию будут развиваться события - по пророку Йехезкелю или по пророку Захарии?
Спасибо!

СБП
Несколько раз видел по \"русскому\" каналу израильского ТВ рекламу гиюра. Обещается поддержка при \"защите\".Опущу свое отношение к этому, просто спрошу.
Что важно - приближать евреев к корням или приводить в еврейство неевреев? И как в нашей стране тактично узнать, кто человек по рождению?

СБП
Шалом!
Очень много вопросов накопилось, буду спрашивать...
Есть поговорка, где сказано, что когда человек родился, лень была уже больше его. Это про меня. К сожалению, с момента возвращения к корням положение не изменилось...
Как побороть лень?

СБП
Нужно ли сначала получить светское (тех.) образование, а потом идти в ешиву или колель, или надеяться на заработок будущей жены и идти в ешиву сразу?

N., Ашкелон

Отвечает рав Бенцион Зильбер

Уважаемый N.!

Вы спрашиваете, можно ли в случае опасности для жизни иметь контакт с душами умерших? Я думаю, что нет. Запрет мы здесь нарушаем стопроцентно, а кто сказал, что это принесёт спасение?

По закону, даже из-за сомнительной возможности спасения мы нарушаем запреты, но когда есть какие-то чёткие и ясные возможности спасения, а тут это только «авось».

Относится ли наше поколение к дор а-тшува? Приводят от имени а-Гро из Вильно, что 10 сотен лет 6-го тысячелетия соответствуют 10-ти главам книги Дварим, причём главы Ницавим и Ва-йелех считаются как одна глава, очень часто их читают вместе. В конце главы Ки таво говорится о тяжёлых событиях, которые придут на еврейский народ – тохэха (обличение). Трагедия еврейского народа началась в 5698-99 году, в конце 7-го столетия. Следующая глава, Ницавим и Ва-йелех, начинается тоже с тяжёлых предсказаний, а продолжается она словами о тшуве (раскаянии) и о полном возвращении еврейского народа к Творцу. Это определённо не случайно – глава о тшуве соответствует 8-му столетию, т.е. тому столетию, в котором мы сейчас живём.

Посылаю Вам также отрывок из книги моего отца и учителя рава Ицхака Зильбер зацал «Пламя не спалит тебя», в котором речь идёт о тшуве:

"Мы видим, как в современном обществе разрушаются семьи, отсутствует уважение к родителям, старшим и вообще к каким бы то ни было авторитетам. Телевидение, печать, радио соревнуются в эффектной подаче сцен насилия и разврата. Несомненно, если бы наши предки восстали из могил, они ужаснулись бы моральному падению современного поколения.

Параллельно будет происходить и противоположный процесс: возвращение евреев к Всевышнему.

Мы уже цитировали предсказание Торы: "И будет: когда исполнятся для тебя все слова эти — благословение и проклятие, которые Я обещал тебе, — возвратишься ты [ко Мне всем] сердцем своим, [находясь] в среде всех народов, куда забросил тебя Г-сподь, Б-г твой. И вернешься ты к Г-споду, Б-гу твоему, и будешь слушаться... Его во всем... ты и дети твои, всем сердцем своим и всей душою своею" (Дварим, 30: 1, 2). Иными словами, в конце галута евреи вновь станут возвращаться на праведный путь, заповеданный им Всевышним. Явление это охватит общины всех стран рассеяния ("в среде всех народов"), евреев всех возрастов ("ты и дети твои"), и сыны Израиля вернутся к своим истокам не формально, но "всем сердцем своим и всей душою своею".

Еще совсем недавно об этом можно было только мечтать, ибо во всех странах мира наблюдалось обратное: отход от веры и традиций, стремление ассимилироваться, массовый нигилизм... И вот уже сегодня и в Израиле, и в США, и в бывшем СССР люди разных возрастов, разного образовательного уровня и социального положения, принадлежащие к третьему, а то и к четвертому поколению отпавших от еврейства, возвращаются в его лоно. Примеры известны каждому.

А когда всё больше и больше евреев пойдут по пути, указанному Всевышним, и станут во всей полноте соблюдать требования Его Торы, исполнится то, о чем сказано в продолжении приведённой выше цитаты:

"... возвратит Г-сподь, Б-г твой, изгнанников твоих, и смилуется над тобою, и снова соберет тебя из всех народов... И приведет тебя Г-сподь, Б-г твой, в землю, которой владели отцы твои, и станешь ты владеть ею... И обратит Г-сподь, Б-г твой, все проклятия... на врагов твоих... которые преследовали тебя" (Дварим, 30:3, 5, 7). В Талмуде говорится, что возвращение к Торе — великое дело, ибо оно приблизит приход Машиаха, как сказано: "И придет избавитель в Сион к отошедшим от греха в [народе] Яакова..." (Йешаяу, 59: 20).

И точно так же, как отход от Торы привел к нашему изгнанию из страны и к лишениям Галута, так тшува, возвращение к Торе, приведет к полному избавлению".

Относится ли наше время к ахарит а-йамим? Определённо, наше поколение живёт в ахарит а-йамим («последние времена»), но мы не можем знать, когда придёт Машиах, сейчас, или, например, через 10 лет, или через ещё больший срок.

Где упомянуто, что ещё должен быть галут Ишмаэль? В Книге Даниэля 2, 42 сказано: «И как пальцы ног – частью из железа, а частью из глины, так и царство это – частью будет прочным, а частью – ломким». В комментарии Мальбима слова «частью из железа, а частью из глины» толкуются так: царство будет разделено между Эдомом и Ишмаэлем. Часть евреев будет в галуте Эдома, часть – в галуте Ишмаэля. Т.е. галут Ишмаэль и галут Эдом существуют одновременно.

Посылаю Вам также отрывок из Зоара, приведённый в книге моего отца рава Ицхака зацал, где говорится о награде Ишмаэля:

"В древней кабалистической книге “Зоhар” содержится абсолютно точно исполнившееся предсказание будущего страны Израиля после изгнания из нее евреев.

Однажды (около 1800 лет назад) р. Йоси и р. Хия, идя по дороге, говорили о Торе (диврей Тора — буквально: “слова Торы”). Дойдя до слов “И была Сарай бесплодна, нет у нее ребенка” (11:30), “стал р. Хия вздыхать и плакать:

— Несчастно то время, несчастен тот день, когда Агарь родила Ишмаэля (от которого ведут свой род арабы. — И.З. )!

— Почему? — спросил его р. Йоси. — Ведь потом Сара родила, да еще какого сына!

— Да, — отвечает р. Хия, — ты видишь, и я вижу, но я слышал об этом от р. Шимона (бар Йохая. — И.З.). И я плачу о том времени, когда Сара была бездетна. Ибо Сара, видя, что не появляются у нее дети, предложила Авраhаму свою служанку Агарь в наложницы, и та родила ему Ишмаэля. Авраhам просил Б-га за Ишмаэля, и Всевышний ответил ему: “А про Ишмаэля Я услышал тебя; вот, Я благословил его, и распложу его, и многократно умножу; двенадцать князей произведет он, и сделаю Я его великим народом. А союз Свой заключу с Ицхаком, которого родит тебе Сара” (17:20,21).

Ишмаэль был обрезан. Его ангел-покровитель спрашивает у Б-га: “Тот, кому делают обрезание, должен ли получить от Тебя награду?” Ответил Всевышний: “Да”. Снова спросил ангел: “Почему же Ты не награждаешь Ишмаэля?” Ответил Б-г: “Они делают обрезание, однако не так, как положено. Кроме того, сыновей Ицхака обрезают на восьмой день, а мальчикам в роду Ишмаэля делают обрезание гораздо позже”. Сказал ангел: “Все равно им полагается какое-то поощрение за исполнение Твоей воли”. (И Всевышний согласился с ним. — И.З. )

В этом-то и причина моих слез! Как поступил Всевышний с детьми Ишмаэля? Он отдалил их от истинной святости, однако отдал им святые места Эрец-Исраэль на то время, пока страна будет пустовать. Святая Земля будет принадлежать детям Ишмаэля до тех пор, пока не исчерпается для них милость Б-жья в заслугу за то, что они делают обрезание. И они будут препятствовать евреям вернуться в свою страну. Сыны Эдома (потомками Эдома-Эсава еврейская традиция считает европейские народы. — И.З.) будут неоднократно пытаться отнять ее у ишмаэлитов, но не добьются успеха. Будут кровопролитные войны, земля будет переходить из рук в руки, но сыны Эдома не получат ее (в качестве примера такой борьбы европейцев за обладание Святой Землей можно назвать крестовые походы. — И.З.)” (Зоhар, Шмот — Ваэра, 32а).

Другими словами, р. Хия плакал, ибо предвидел зло, которое причинят ишмаэлиты сынам Израиля, он оплакивал евреев, погибших уже в наше время от рук детей Ишмаэля! (Заметьте, что он предвидел и такие исторические события, как войны европейцев за Эрец-Исраэль!)

Любопытно, что многие политики, экономисты и социологи прошлого века (в их числе и немецкий писатель и общественный деятель, еврей Макс Нордау) считали, что главное — получить согласие европейских народов на заселение Палестины евреями (“чартер”), а уж с арабами проблем не будет: они близки евреям по религии и происхождению, евреи принесут им все достижения цивилизации, все блага процветающей экономики — очевидно, что у евреев с арабами должны сложиться наилучшие отношения. Но эти прогнозы не оправдались. События развивались именно так, как сказано было много лет назад в книге “Зоhар ”.

И еще несколько слов об обрезании. В СССР многие евреи боялись делать обрезание. И вот мы дожили до того часа, когда евреи, приезжающие из бывшего Советского Союза, делают обрезание массами. Как тут не вспомнить, что перед выходом из Египта все евреи сделали обрезание, принесли пасхальную жертву и ели мясо животного, священного для многих египтян.

В заслугу “крови обрезания и крови пасхальной жертвы” евреи и вышли из рабства. И выполнение этой заповеди укрепит их на родной земле".

По какому сценарию будут развиваться события – по пророку Йехезкелю или по пророку Зхарье? Не понял, что именно Вы имеете в виду, поясните Ваш вопрос.

Что важно – приближать евреев к корням или приводить в еврейство неевреев? Определённо приближение евреев к корням важнее, чем приближение неевреев.

Как побороть лень? Рамбам говорит, что, чтобы исправить любое нехорошее качество, следует действовать «в противоположную сторону», и таким образом вырабатывается привычка.

Ваш вопрос, нужно ли получить сначала образование, а потом идти в йешиву или колель, очень конкретный, зависит от возраста, обстоятельств и т.д. Невозможно дать правильный совет, не зная обстоятельств.

С уважением,
Бен-Цион Зильбер

Материалы по теме


Этот уникальный устный жанр, возникший одновременно с хасидизмом и являющийся выразителем хасидского учения, адресован, в первую очередь, простым людям и учит простой и искренней вере, любви к Б-гу и любви к ближнему. При этом достоверность рассказов может быть различной: есть строго документальные истории с указаниями имен и географических подробностей, есть явно сочиненные, есть притчи, мемуары, анекдоты Читать дальше