Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Истинным испытанием способности человека не сердиться является его поведение в кругу семьи»Раби Элияу Лупьян

Поступки Авраама похожи на мошенничество!

Темы: Египет, Фараон, Авраам, Сара, Ложь, Овадья Климовский

Отложить Отложено

Здравствуйте, уважаемые Раввины. Продолжаю изучать Тору, и вот заинтересовала трактовка Вами такой ситуации:1) Берешит Глава 12—13. Аврам представляет в Египте Сарай в качестве своей сестры, а не жены. Когда фараон забрал Сарай к себе, он облагодетельствовал Аврама, но Господь поразил фараона (не Аврама за то, что он отдал свою законную жену Фараону, а фактически продал ее) язвами. Далее фараон изгоняет Аврама из Египта в Негев (причем изгоняет богатым с имуществом и стадами). В чем, собственно, вина фараона??? 2) Проходит некоторое время. Берешит Глава 20-я. Аврам опять представляет свою жену Сару (Сарай) в качестве сестры, и Сара подтверждает это. Авимелех забирает ее к себе. Ночью Господь приходит и обещает покарать Авимелеха. Авимелех, как и фараон, откупается овцами, коровами рабами. В чем, собственно, вина Авимелеха??? 3) Далее уже Ицхак представил Ривку как свою сестру (Берешит Глава 26). Авимелех это заметил и пожурил Ицхака, так как из-за этого кто-то мог опять прогневать Господа. Авемелех предоставил Ицхаку защиту, и тот впоследствии разбогател. Собственно вопрос в том, насколько данный приём морально этичен в принципе. Почему Аврагам так поступает, ведь за ним Господь, а так со стороны похоже на какое-то мошенничество??? С., Москва

Отвечает рав Овадья Климовский

Здравствуйте!

Поскольку упомянутые Вами ситуации были идентичными, рассмотрим одну из них. Форма Вашего вопроса свидетельствует, по-видимому, о том, что Вы исходите из предпосылки: Авраам выдал жену за сестру для того, чтобы сосватать ее за царя. Ни в чем не повинный царь, не зная об истинном положении вещей, женится на Саре как порядочный человек, предварительно посватавшись и получив ее согласие (как соучастницы заговора).

Если бы все обстояло именно так, то нет сомнения, что Всевышний строго осудил бы такое коварство. Но мы видим, что этого не случилось, а даже наоборот, как Вы сами указали, Б-г полностью встал на сторону Авраама. Только из одного этого факта можно сделать вывод, что Авраам не виноват в том, что случилось. Читая же текст внимательней, мы можем увидеть и сами, что ситуация была, мягко говоря, несколько иной, нежели описано выше.

Дело в том, что Авраам прекрасно понимал, что если станет известно, что Сара — его жена, то он будет убит. Понятно, это дает представление о моральных принципах царя, вернее, об их полном отсутствии. И даже если ему сказали, что Сара — сестра Авраама, он не имел права брать ее во дворец силой. Мудрецы донесли до нас предание, подробно описывающее попытки Авраама спрятать жену, чтобы таможенники на границе вообще не увидели ее. Но попытки спрятать Сару не увенчались успехом, и фараону донесли о красавице, прибывшей в страну. Вслед за этим Сару забрали во дворец. А вскоре фараон почувствовал себя очень плохо, и ему стало ясно, что это наказание. Сару отпустили, а несостоявшемуся насильнику осталось пожинать плоды своего поведения — не его заслуга, что Всевышний удержал его от греха.

Таким образом, Авраам лишь косвенно был причастен к происшедшему, и на обман его толкнуло желание спасти свою жизнь, поэтому в данном случае обман вполне легитимен. Сара же попала бы во дворец в любом случае, но в сложившейся ситуации ей было, к кому возвращаться, и они с мужем рассчитывали на помощь Творца, которая не замедлила прийти. Так же объясняются и другие две истории.

С уважением, Овадья Климовский

Читайте: Почему Авраам должен был молиться за Авимелеха?

Материалы по теме


Глава повествует об одной из самых загадочных заповедей — заповеди о пепле красной коровы. По преданию, ее смысл не смог постичь даже царь Соломон. Также в главе описывается, как еврейский народ скорбел после ухода первосвященника Аарона. А затем, после многолетних странствий, евреи, достигают границ Святой земли. Читать дальше