Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Что плохого вам сделали свиньи?

Темы: Кашрут, Реувен Пятигорский, Животные

Отложить Отложено

Почему евреи так нетерпимо относятся к свинье? Ведь есть множество других не менее «нечистых» животных: верблюд, кролик, тот же осел, или хотя бы кошка. Почему кошка не стала символом еврейской нетерпимости ко всему «некашерному»?

Отвечает рав Реувен Пятигорский

Можно указать на две причины. Первая: свинья является не столько символом нашей нетерпимости ко всему «некашерному», сколько символом нетерпимости наших врагов ко всему еврейскому. Особый статус среди «нечистых» животных она приобрела во времена греко-сирийцев, когда гонениям подвергалась наша вера и когда к мучительной смерти приговаривались все, кто открыто соблюдал заповеди Торы. Греки силой заставляли евреев делать свинье шхиту и приносить ее, как жертву, в Святом храме. Сами большие любители этой мерзости, они хотели, чтобы и мы разделили их гастрономические, эстетические и религиозные вкусы.

Но есть в свинье и свои особые качества, которые выделяют ее из всех «нечистых» животных. Пророк так называет всех отступников (Йешая 65:4): «Обитающие в могилах, ночующие по склепам, те, что едят свиное мясо». Талмуд, говоря о свинине, часто прибегает к эвфемизму, называя его «другой вещью». Мидраш и Талмуд обращают внимание на то, что свинья быстрее всех домашних животных набирает в весе и всегда находит себе пищу, не брезгуя ничем. Тем самым она походит на ростовщика, который обогащается быстро и легко… Но все это ­ уподобления. Главное, что Тора категорически запрещает не только есть свиное мясо, но и разводить свиней на Святой земле. Тот, кто открыто нарушает этот запрет, демонстрирует, что у него нет никаких связей с еврейством.

Материалы по теме


Речь — то, что выделяет человека из мира животных. Еврейские законы речи называются шмират-алашон, охрана речи. Тора призывает нас удалить из своей речи злословие, лашон-ара, а также сквернословие и пустословие. Речь делает тайное явным и обладает такой силой, что может изменять человека и его мысли, и даже мир — как материальную его часть, так и духовную. Важно и то, что мы говорим, и то, в какую форму мы облекаем наши высказывания Читать дальше