Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Если он купил книги на деньги, предназначенные для милостыни, он должен внимательно следить за тем, чтобы постоянно одалживать их другим, если не учится по ним сам — в этом случае ему принадлежит преимущественное право пользования ими.»Кицур Шульхан Арух, законы милостыни

Какая связь между праздниками Песах и Шавуот?

Темы: Песах, Праздники, Шавуот, Рамбан

Отложить Отложено

Уважаемый раввин, не могли бы Вы объяснить, есть ли связь между Песахом и праздником Шавуот? С уважением, Роман, Москва

Отвечает рав Реувен Куклин

Уважаемый Роман,

Рамбан (Ваикра 23, 36) говорит, что дни счёта омера считаются одним длинным периодом холь а-моэд («праздничных будней»). И подобно тому, как после семи дней праздника Суккот следует восьмой день — йом тов (праздник Шмини Ацерет), так и после семи недель, следующих за праздником Песах, идёт йом тов — праздник Шавуот. Из этих слов Рамбана мы явно видим, что есть тесная связь между праздником Пэсах и праздником Шавуот. Если так, то нам необходимо понять, какая же связь может быть связь между этими такими различными праздниками. Более того, эти праздники, на первый взгляд, противоположны друг другу, ведь в праздник Песах мы обязаны отказаться от квасного (хамеца), а в праздник Шавуот мы обязаны принести хамец в жертву Всевышнему, как сказано в книге Ваикра 23, 17.

Ответ на этот вопрос заключается в том, что хамец символизирует йецер а-ра (дурное начало) в человеке, как об этом говорится в книге Зоар (парашат Ва-йехи 226 б). Йецер а-ра это те влечения человека, у которых есть материальная основа. Как я уже писал (Неужели Вы пойдете воскуривать ягненка?), сама материя не является злом. Задача человека — направить материю в правильное русло, подчинить духовному и, тем самым, освятить материю. Поэтому когда человек только начинает служить Всевышнему, ему стоить отдалиться, насколько это возможно, от всех материальных желаний. Однако, приобретая Тору, человек приобретает возможность направить все материальные желания в правильное русло и освятить материю. Это то, чему нас учит Тора: в начале праздника Песах она приказывает нам отказаться от всего квасного (йецер а-ра), но, в конце концов, в процессе самосовершенствования в Торе (в святых книгах сказано, что сорок девять дней между Песахом и Шавуотом соответствуют 49 киньянэй Тора, упоминающимся в Пиркей Авот) мы приносим хамец в жертву, т.е. «приподнимаем», освящаем материю.

С уважением, Реувен Куклин.

Материалы по теме


Даже тот факт, что обрезание крайней плоти полезно с медицинской точки зрения, не делает этот акт более понятным, ведь наши отцы делали обрезание не из-за этого. Читать дальше