Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Совместимы ли соблюдение религии и госслужба?

Темы: Запреты, Предназначение, Суббота, Праздники, Заповеди, Почитание родителей, Работа

Отложить Отложено

Здравствуйте! Меня волнует вопрос: совместимы ли в полной мере соблюдение религии и госслужба? Ведь это, по сути, значит: служить в двух системах, разным начальникам. Соблюдение законов религии — служение Б-гу, а госслужба — служение тому или иному государству и продвижение его интересов.

Может ли честный и набожный человек с одинаковой искренностью и добросовестностью служить обоим? Да и в практическом плане служение Б-гу требует, например, соблюдения субботы и праздников, что нередко противоречит требованиям работы. N.

Отвечает рав Меир Мучник

Здравствуйте, N.!

Вы задаете интересный вопрос.

Только его надо расширить. Госслужба — это, понятно, работа в системе. А если частная фирма, то нет? И, вообще, организация любого типа?

Ведь все они обычно устроены по одним и тем же принципам. Когда одно дело приходится выполнять большому количеству людей, они структурируются в систему: происходит распределение труда, каждому работнику или группе работников выпадает одна из частей задания или процесса, а кто-то должен распределять эти задания, контролировать их выполнение, задавать общее направление и т. д. То есть возникает иерархия. Иначе, если никто никому не будет подчиняться, а будет сам решать, что ему делать, получится анархия и хаос и мало что будет сделано.

Поэтому автор «Законов Паркинсона» не только формулирует сам закон, но и описывает с некоторой иронией структуру частной фирмы, показывая, что по своему строению и атмосфере она часто мало чем отличается от государства с авторитарной, иногда прямо-таки «советской» системой управления. Работникам приходится подчиняться решениям начальства, даже если им кажется, что не так надо, или это как-то их лично ущемляет. Ибо главное — это интересы всей фирмы, начальство исходит, прежде всего, из них, а бывает — и из личных пристрастий, и заставляет других идти в заданном им направлении.

Получается, что, так или иначе, человек, который где-то работает, служит в системе. Либо государству — продвижению его интересов, либо фирме — продвижению ее интересов. Производству и/или продаже ее товара и получению прибыли ее владельцами.

А если человек религиозный и ему надо служить Б-гу?

Служение Б-гу вовсе не означает, что не следует подчиняться никому из созданных Им людей или правилам, установленными этими людьми. Ведь Б-г создал мир и сотворил в нем человека для того, чтобы он занимался созидательной деятельностью. А поскольку большие созидательные проекты требует участия множества людей и единственный способ их осуществить — структурировать процесс вышеописанным образом, получается, что «Сам Б-г велел» создавать такие системы. Он разделил человечество на разные народы и государства, Он дал человеку организовать производство разных благ и торговлю ими, и для всего этого необходимы системы. В которых неизбежно есть начальники и подчиненные, «служащие» делу системы.

Таким образом, сама по себе служба в такой системе не противоречит служению Б-гу, то есть выполнению Его Воли.

А можно и конкретные примеры: Йосеф достиг успеха именно как визирь фараона, дав ему совет, как вести экономическую политику Египта в свете надвигающегося голода, а затем и осуществив эту политику. Откровенно работал в египетской системе, служил фараону и продвигал интересы Египта — и в то же время оставался соблюдающим евреем и даже был награжден Торой особым титулом «Праведник». И Мордехай занял аналогичный пост при персидском царе Ахашвероше, и тоже остался праведником, да и помог спасти свой народ от уничтожения, которое планировал Аман. И по стопам этих праведников пошли потом многие «придворные евреи» в истории.

И Талмуд четко говорит: дина де-мальхута дина — законы государства, в котором проживают евреи, действительны и для них. Они установлены, чтобы обеспечить функционирование общества, и таким образом представляют Волю Б-га.

Проблема возникает, только когда конкретные действия или правила системы противоречат Его Воле. Но понятно, что тогда система уже не представляет Б-га, а противостоит Ему. И тогда действительно наступает момент истины для еврея: кому он на самом деле служит, системе как самоцели или Б-гу? Если Ему, то следует подчиняться лишь системе, которая представляет Его, а не той, которая идет Ему наперекор.

Простой пример из системы еще одного типа — семьи. Даже не государство или владелец фирмы, а Сам Б-г велел почитать родителей, а также «бояться» их (Ваикра 19:3). Согласно «Сефер а-Хинух»[i] (212), это означает: выполнять указания и желания родителей и не противоречить им. Получается прямо-таки служба. Но тот же стих в Ваикра продолжает: «…а субботы Мои соблюдайте» — и Раши[ii] поясняет: «хотя Я заповедал тебе почитать и бояться отца, если он прикажет тебе нарушить субботу (или любую другую заповедь), не слушайся, ибо “Я Господь, Б-г ваш” — вы оба обязаны почитать и бояться Меня». Итак, служение системе «семья» и почитание родителей — Воля Б-га, но — при условии, что конкретное задание родителей не противоречит другой четко высказанной Его Воле. В последнем случае воля родителей уже явно не представляет Волю Б-га, а противоречит ей, а служить надо именно Б-гу.

Поэтому, если работа в системе требует, например, нарушения субботы или праздников, то надо либо найти с ней какой-то компромисс, позволяющий избежать нарушения, либо, ничего не поделаешь, найти другую работу. В этом состояло большое испытание для миллионов евреев, которые прибывали в Америку в первой половине 20-го века. Уже на том этапе она предлагала более мирную и материально развитую жизнь, чем старая Европа, но еще не была настолько толерантной к соблюдению религиозных законов, чтобы признавать право евреев не работать в субботу. И огромная часть евреев была вынуждена выбирать — соблюдение субботы или работа: еврея, который отказывался работать в субботу, просто увольняли. Таким евреям нередко приходилось искать новую работу каждую неделю, и далеко не все выдержали это тяжелое испытание, и не нам их судить. А ведь там как раз были в основном не государственные, а частные компании, и, тем не менее, такому испытанию они подвергли евреев.

Но позже Америка стала другой, и не только она, поэтому вполне можно найти работу, на которой еврею будет возможно соблюдать субботу и другие заповеди Торы. Во многих странах подобные права работников закреплены законодательно.

Единственная ситуация, в которой еврею позволено жертвовать соблюдением законов Торы, — это угроза для жизни (за исключением трех самых тяжких запретов — убийства, прелюбодеяния и идолопоклонства, которые нельзя нарушать даже под страхом смерти). Но в большинстве случаев всё-таки так вопрос не стоит. И, пока можно найти способ работать, соблюдая законы религии, сам факт, что человек работает в какой-то системе и служит делу и интересам каких-то групп людей, будь то государство или частная фирма, не является проблемой. Все они — составляющие большой системы мироздания, созданной Б-гом, поэтому, если работа не противоречит Его прямым указаниям, то, работая на благо этого мира, человек служит и Ему.

С уважением, Меир Мучник

 

[i] «Книга Воспитания». Свод, содержащий все 613 заповедей Торы и толкования к ним. Книга издана анонимно. Из текста можно заключить только, что автор жил в 13 веке в Барселоне и происходил из левитов. Кропотливый анализ текста склонил многих позднейших ученых к мнению, что труд составлен известным испанским мудрецом, раби Аароном Алеви, учеником Рамбана (Маймонида).

[ii] Раби Шломо Ицхаки (4800-4865 / 1040-1105, Франция, ешивы Германии) — выдающийся комментатор Танаха и Талмуда.

 

Материалы по теме


Египетское рабство стало прообразом всех будущих изгнаний еврейского народа. А Исход из Египта — прообразом Избавления. Период угнетения в Мицраиме был самым тяжелым в нашей истории. Но это помогло утвердить в душах Исраэля основы веры, сделало евреев тем народом, который не оставит Тору и Творца ни при каких обстоятельствах. Читать дальше