Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«В нашем мире нет изначально хороших и плохих вещей. Лишь способ, которым мы пользуемся ими, может быть хорошим или плохим. Например, деньги не хороши и не плохи. Они нейтральны, весь вопрос в том, на что мы их расходуем. С их помощью можно творить как добро, так и зло.»Рав Акива Татц, книга «Живи и выбирай»

Есть заповедь не получать удовольствия?

Темы: Запреты, Заповеди, Наслаждения, Еда, Святость

Отложить Отложено

Добрый день, есть такая заповедь: «освящай себя в дозволенном». Что подразумевается под этим? Не получать удовольствия или не быть в это погружённым? Рафаэль

Отвечает рав Меир Мучник

Здравствуйте, Рафаэль!

Вы задаете важный вопрос. И представляется, что ближе к истине именно второй из упомянутых Вами вариантов.

Не получать удовольствия вообще? Но тогда простой вопрос: зачем Б-г создал все удовольствия? Всю вкусную еду? Чтобы люди ее НЕ ели? Тогда в чем смысл ее создания?

Более того, если на самом деле дозволенное не следует употреблять, получается, что оно — вовсе не дозволенное! Можно, но нельзя?!

Но, может быть, можно людям не святым, а святым все-таки не надо?

А почему не надо? Если это вредно, то вредно для всех. Поэтому запрещена некашерная пища — она духовно вредна для всех евреев. Но «кашерная» означает «пригодная», она не вредная. И дозволенная.

Да и Тора не говорит: ЗАПРЕТИ себе то, что тебе дозволено. Она говорит: ОСВЯЩАЙ себя в дозволенном. Просто надо понять, что значит «освященный», «святой».

Простое значение — особый и потому отделенный от других. Святое — то, что «трогать нельзя». «Для него нет ничего святого» — значит, он ни перед чем не остановится. Ведь перед тем, что свято, останавливаются, оно неприкосновенно.

Значит, святой человек должен быть от всего отделен?

Нет. Ведь кто является эталоном святости? Сам Б-г. А-Кадош Барух У — «Святой и благословенный». Он отделен от всего?

Конечно, Он совершенно не такой, как все, Его постичь невозможно. В отличие от нас и нашего мира, Он не физический, Он «на Небесах».

Но в то же время Он присутствует везде! Даже душа каждого человека удивительным образом называется «частицей Б-га». Он участвует во всех аспектах нашей жизни в этом мире.

Отделен, но не отделен!

Вот и святой человек, которому, кстати, заповедано также «идти путями Б-га», должен быть таким. Отделенным, но не отделенным. Жить в этом мире, но по-особому. Пользоваться его благами, получать предоставляемые им удовольствия, но… не уверен даже, что выражение «не погружаться» здесь полностью передает смысл. Конечно, не превращать еду и другие удовольствия в самоцель. Но и не обязательно есть мало. Ведь на большой трапезе по случаю субботы или праздника, где подают много блюд, вполне можно отведать каждое. Да и Тора прямо говорит: «Когда… скажешь: “поел бы я мяса”, потому что душа твоя пожелает мяса, то сколько угодно душе твоей ешь мяса» (Дварим 12:20). Скорее — не набрасываться, есть с достоинством, аккуратно, «как человек, а не как животное». Не забывая поблагодарить Б-га.

Ведь не следует забывать, что особая задача еврейского народа — именно освящать будничное, в частности, физиологический процесс приёма пищи. Согласно Торе, еврей может приносить не только жертвы всесожжения (ола), которые полностью сжигаются на жертвеннике, но и мирную жертву (шламим): одна ее часть сжигается, а другую человек съедает сам. И эта трапеза, от которой человек неизбежно получает какое-то удовольствие, — тоже часть приношения Б-гу, духовного подъема и освящения.

А ведь мяса от жертвенного животного оставалось много, и его нельзя было оставлять на утро, надо было съесть всё. Значит, воздерживаться не надо. Нет, надрываться, запихивая куски в рот, тоже не надо (это уже вообще не считается едой), скорее, приглашать других людей, чтобы есть вместе. Но явно не брать крохотную порцию, а есть «сколько угодно душе». Только помнить, что это часть процесса жертвоприношения — сближения с Б-гом, поэтому естественным образом надо есть так, как едят в Его присутствии.

Так что святость — дело тонкое…

Наконец, еще один важный момент. Стараясь быть достойным и аккуратным, человек может начать вести себя как такой… особый… сноб!

Нет, надо быть простым и доступным. Не вести себя так, будто реально считаешь себя отделенным и святым. Святость и эта самая отделенность должна выражаться иначе. Возможно, более-менее подходящее современное обозначение — интеллигентность. Надо вести себя «по-интеллигентски». По-особому, но не выпячивая свою особость.

Опять же — как Б-г. Согласно Талмуду, говоря о могуществе и величии Б-га, Тора упоминает и Его «скромность». Например: «Ибо Господь, Б-г ваш, Он Б-г богов и Владыка владык, Б-г великий, сильный и страшный, Который не лицеприятствует и мзды не берет; Он творит суд сироте и вдове и любит пришельца, доставляя ему хлеб и одежду» (Дварим 10:17-18). Он возвышается над «богами» — небесными силами, но в то же время «спускается на землю» и доступен любому, даже самому «маленькому человеку». Одновременно!

Так что действительно дело тонкое, но, надеюсь, понятное. И в том, что касается поведения в целом, и конкретно получения удовольствий. Будем наслаждаться теми благами, которые Б-г специально для этой цели сотворил, но — делать это «по-интеллигентски» и деликатно.

Приятного Вам аппетита!

С уважением, Меир Мучник

Материалы по теме


Эта недельная глава — самая большая из всех глав Торы. В ней, среди прочего, рассказывается о подсчете семейств левитов и той службе, которую им поручил Всевышний в пустыне. Также глава повествует о заповедях назира (назорея), благословении коэнов, обряде сота и о многом другом. Читать дальше