Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Действительно ли для еврея ничего не значат слова раввина?

Темы: Раввин

Отложить Отложено

Действительно ли для еврея ничего не значат слова раввина? Пояснение. Уже не первый раз слышу от евреев подобное: «Ответ одного раввина ничего не значит. Тысячи раввинов, тысячи мнений». Андрей

Отвечает рав Меир Мучник

Здравствуйте, Андрей!

Простой ответ на Ваш вопрос — конечно, мнение одного раввина имеет значение.

Несмотря на то, что у разных раввинов, действительно, бывают разные мнения.

Прежде всего, стоит подчеркнуть, что принципиальных разногласий между раввинами не так уж много. В вопросах об основах религии, данных Б-гом заповедей и запретов Торы их мнения, по большому счету, совпадают.

(Здесь не идет речь о таких движениях, как «реформистский» или «консервативный» иудаизм, идеологи которых совершенно исказили Тору, отбросив многие ее заповеди, показавшиеся им «устаревшими». В результате то, что у них получилось, «иудаизмом» уже не назовешь, и на практике большинство их адептов, в конечном счете, ассимилируются. Если такой «раввин» считает, что ему можно проводить церемонию брака еврея с нееврейкой, то его мнение для нас действительно ничего не значит).

Разногласия чаще всего возникают в отношении конкретных действий, регулирующихся тем или иным законом. Например, кто-то может считать, что определенное действие запрещено, так как входит в категорию той или иной «работы», запрещенной в субботу, а кто-то может считать, что не входит. Или все могут соглашаться, что в принципе входит, но дискутировать о том, можно ли разрешить пользоваться результатами действия постфактум или разрешить это действие в ситуации, когда нет другого выхода (если закон установлен изначально не самой Торой, а более поздним по времени постановлением мудрецов, то в определенных случаях подобные «послабления» возможны).

Другой тип возможных различий — в житейских советах людям или целым общинам. Такова жизнь: есть общие принципы ее мудрости, но о том, как именно применять их на практике в конкретном случае, могут быть разные мнения.

Кого же слушать? Того, кто является твоим раввином. То есть того, кто тебе ближе, лучше тебя знает, лучше понимает твою жизнь и характер в целом и конкретную ситуацию в частности.

Другими словами, наличие разных мнений среди раввинов не более «неправильно», чем наличие разных мнений и подходов, например, среди тренеров. Они ведь могут быть разными по стилю в целом, да и разным спортсменам задавать разные режимы тренировок, ставить разные задачи и программы. И это, разумеется, не значит, что совет одного тренера «не имеет значения». Просто надо найти «своего» тренера, который поймет, что тебе нужно, как тебя тренировать, какими словами вдохновлять, подберет к тебе «ключик». Что правильно и спасительно для одного человека, может быть пагубно для другого, тут надо чутко разбираться в людях. В этом и заключается понятие даат Тора — «мнение Торы» — не просто знание закона Торы, а понимание, как именно применить его на практике в конкретных случаях.

Если говорить о теории, то обилие разных мнений заложено в самой основе Торы. Мудрецы говорят: «У Торы семьдесят сторон/ликов», то есть на нее можно смотреть с множества («семидесяти») точек зрения, у нее много вариантов толкования. «И те, и те — слова Живого Б-га». Он специально заложил в Тору разные варианты толкования, каждое из которых верное.

Мудрецы также говорят о семидесяти старейшинах, входящих в Высший раввинский суд, и о семидесяти (основных типах) еврейских душ и характеров. А также о семидесяти (основных) народах мира и языках, на которых они выражают свои мысли (см. комментарий Рамбана к Бемидбар 12:16).

То есть все это многообразие не случайно и не результат какой-то ошибки или анархии, в результате которой мнение каждого раввина «потеряло значение». Наоборот, мир в разных его аспектах создан как «дерево», в котором у каждой ветви свое место и свое значение. Как у каждого народа своя земля, свой язык и своя культура, так и у каждого еврея свой удел в Торе и свой путь к Б-гу. Народы мира, их языки и менталитеты — это ветви, далеко разошедшиеся от центрального ствола Торы, образующие более «широкое дерево». А разные еврейские души и их подходы к Торе — это ветви, образующие более «плотное дерево» вокруг ее ствола. Эти подходы и передаются «семьюдесятью старейшинами», каждый передает свой путь представителям одной из ветвей.

Надо только найти свою ветвь. Определить, кто ты и с какой стороны идешь к Б-гу, по какому пути. А для этого надо найти раввина, который знает и понимает твое происхождение и характер и сможет как порекомендовать общее направление, так и дать совет в каждой конкретной ситуации.

Желаю Вам найти именно такого раввина и добиться в жизни всех успехов, на которые способна Ваша ветвь, полностью «расцвести» и образовать свою неотъемлемую и важную часть «кроны дерева» нашего народа!

С уважением, Меир Мучник

Материалы по теме


В Торе сказано об обязанности жениться. Но что говорит Тора о многоженстве? Чтобы получить правильное представление об этой области, необходимо учесть, что на протяжении истории еврейского народа взгляд подход к этому вопросу не оставался статичным. Читать дальше