Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Действительно ли для еврея ничего не значат слова раввина?

Темы: Раввин

Отложить Отложено

Действительно ли для еврея ничего не значат слова раввина? Пояснение. Уже не первый раз слышу от евреев подобное: «Ответ одного раввина ничего не значит. Тысячи раввинов, тысячи мнений». Андрей

Отвечает рав Меир Мучник

Здравствуйте, Андрей!

Простой ответ на Ваш вопрос — конечно, мнение одного раввина имеет значение.

Несмотря на то, что у разных раввинов, действительно, бывают разные мнения.

Прежде всего, стоит подчеркнуть, что принципиальных разногласий между раввинами не так уж много. В вопросах об основах религии, данных Б-гом заповедей и запретов Торы их мнения, по большому счету, совпадают.

(Здесь не идет речь о таких движениях, как «реформистский» или «консервативный» иудаизм, идеологи которых совершенно исказили Тору, отбросив многие ее заповеди, показавшиеся им «устаревшими». В результате то, что у них получилось, «иудаизмом» уже не назовешь, и на практике большинство их адептов, в конечном счете, ассимилируются. Если такой «раввин» считает, что ему можно проводить церемонию брака еврея с нееврейкой, то его мнение для нас действительно ничего не значит).

Разногласия чаще всего возникают в отношении конкретных действий, регулирующихся тем или иным законом. Например, кто-то может считать, что определенное действие запрещено, так как входит в категорию той или иной «работы», запрещенной в субботу, а кто-то может считать, что не входит. Или все могут соглашаться, что в принципе входит, но дискутировать о том, можно ли разрешить пользоваться результатами действия постфактум или разрешить это действие в ситуации, когда нет другого выхода (если закон установлен изначально не самой Торой, а более поздним по времени постановлением мудрецов, то в определенных случаях подобные «послабления» возможны).

Другой тип возможных различий — в житейских советах людям или целым общинам. Такова жизнь: есть общие принципы ее мудрости, но о том, как именно применять их на практике в конкретном случае, могут быть разные мнения.

Кого же слушать? Того, кто является твоим раввином. То есть того, кто тебе ближе, лучше тебя знает, лучше понимает твою жизнь и характер в целом и конкретную ситуацию в частности.

Другими словами, наличие разных мнений среди раввинов не более «неправильно», чем наличие разных мнений и подходов, например, среди тренеров. Они ведь могут быть разными по стилю в целом, да и разным спортсменам задавать разные режимы тренировок, ставить разные задачи и программы. И это, разумеется, не значит, что совет одного тренера «не имеет значения». Просто надо найти «своего» тренера, который поймет, что тебе нужно, как тебя тренировать, какими словами вдохновлять, подберет к тебе «ключик». Что правильно и спасительно для одного человека, может быть пагубно для другого, тут надо чутко разбираться в людях. В этом и заключается понятие даат Тора — «мнение Торы» — не просто знание закона Торы, а понимание, как именно применить его на практике в конкретных случаях.

Если говорить о теории, то обилие разных мнений заложено в самой основе Торы. Мудрецы говорят: «У Торы семьдесят сторон/ликов», то есть на нее можно смотреть с множества («семидесяти») точек зрения, у нее много вариантов толкования. «И те, и те — слова Живого Б-га». Он специально заложил в Тору разные варианты толкования, каждое из которых верное.

Мудрецы также говорят о семидесяти старейшинах, входящих в Высший раввинский суд, и о семидесяти (основных типах) еврейских душ и характеров. А также о семидесяти (основных) народах мира и языках, на которых они выражают свои мысли (см. комментарий Рамбана к Бемидбар 12:16).

То есть все это многообразие не случайно и не результат какой-то ошибки или анархии, в результате которой мнение каждого раввина «потеряло значение». Наоборот, мир в разных его аспектах создан как «дерево», в котором у каждой ветви свое место и свое значение. Как у каждого народа своя земля, свой язык и своя культура, так и у каждого еврея свой удел в Торе и свой путь к Б-гу. Народы мира, их языки и менталитеты — это ветви, далеко разошедшиеся от центрального ствола Торы, образующие более «широкое дерево». А разные еврейские души и их подходы к Торе — это ветви, образующие более «плотное дерево» вокруг ее ствола. Эти подходы и передаются «семьюдесятью старейшинами», каждый передает свой путь представителям одной из ветвей.

Надо только найти свою ветвь. Определить, кто ты и с какой стороны идешь к Б-гу, по какому пути. А для этого надо найти раввина, который знает и понимает твое происхождение и характер и сможет как порекомендовать общее направление, так и дать совет в каждой конкретной ситуации.

Желаю Вам найти именно такого раввина и добиться в жизни всех успехов, на которые способна Ваша ветвь, полностью «расцвести» и образовать свою неотъемлемую и важную часть «кроны дерева» нашего народа!

С уважением, Меир Мучник

Материалы по теме


В главе Ваэра рассказывается о первых семи Казнях Египетских, которые Вс-вышний обрушил на фараона и египтян. Читать дальше

Недельная глава Ваэра

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваэра

Начало главы Ваэра. Книга Шмот 12

Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Шмот»

«Ваэра» («И я явил себя»)

Рав Бенцион Зильбер

Всевышний снова посылает Моше и Аарона к фараону с требованиемотпустить еврейский народ, чтобы он служил Б-гу. В доказательство, что Моше действительно послан Б-гом, Всевышний велит ему явить фараону чудо: превратить свой посох в змея. Фараон отказывается выполнить требование Всевышнего. За этим следуют десять ударов по Египту, которые должны заставить фараона подчиниться требованию Б-га. О каждом из них Моше заранее предупреждает фараона. Каждый из них представляет собой чудо, совершаемое Моше и Аароном.

Ваэра. Я выбираю свободу

Рав Ефим Свирский