Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Б-жественные повеления и в особенности заповедь освящения имени Г-спода поистине отражают милосердие Всевышнего и Его любовь к нам

Посмотри, сколь велика любовь Всевышнего к народу Израиля! Тора повествует следующее: «Пинхас, сын Элазара, сына Аарона-коэна, отвратил Мой гнев от сынов Израиля, возревновав ради Меня ревностью среди них…»[10] Можно ли представить себе более возвышенное освящение имени Б-га? Из трактата Сангедрин мы знаем, что для спасения Пинхаса от беды было совершено множество чудес. Он был готов пойти на смерть во имя ревностного служения Всевышнему и совершил свой поступок в великой и утонченной мудрости. Опасность, которой он себя подверг, была неимоверно велика, как разъясняется там же. Когда человек оказывается перед лицом столь страшной угрозы, он, по своей природе, начинает паниковать и теряет самообладание, однако Пинхас совершил свой поступок в совершено безмятежном состоянии духа, так что его спокойствие даже ввело в заблуждение окружающих, которые решили, что он входит в шатер с теми же низкими намерениями, что и находившиеся там двое грешников! Наделенный мудростью поймет, сколь возвышенно качество ревностного служения Творцу! Тора завершает это повествование такими словами: «и Я не уничтожил сыновей Израиля в Своей ревности. Поэтому скажи: вот, Я даю ему Мой завет мира»[11]. Основной причиной для воздаяния Пинхасу Тора считает силу его духа, проявленную при спасении сыновей Израиля от Б-жественного наказания. Из этого ясно видно, что оказание добра народу Израиля Писание приравнивает к возвышенному освящению имени Творца[12]!

В недельной главе Матот мы находим обращение Всевышнего к Моше: «Отомсти мидьянитам за сыновей Израиля…»[13], однако Моше передал еврейскому народу это повеление совершенно другими словами: «месть Г-спода мидьянитам»[14]. На первый взгляд, здесь усматривается некоторое противоречие! Всевышний говорил о мести «за сыновей Израиля», — почему же Моше изменил Его слова? В действительности благо для Израиля, если только можно так сказать, — это добро для Всевышнего. Ведь Он одаривает безграничной милостью всех, и в особенности Свой избранный народ. В своих поступках мы должны руководствоваться намерением совершать их во славу Всевышнего, а Он, благословенный, желает исполнения Своей воли ради почета народа Израиля. Невозможно не поразиться тому, что Б-г вообще не упомянул о Своей славе и говорил только о почете Израиля! Таким образом Тора совершенно открыто и однозначно утверждает, что оказание добра еврею является благодеянием по отношению к Б-гу, и благоволящий к еврею проявляет любовь к Самому Всевышнему. Поэтому «“Возлюби ближнего, как самого себя”[15], — это великий принцип Торы»[16], включающий в себя все отношения между людьми и Б-жественные качества, с помощью которых Он, благословенный, управляет миром, как разъясняется в книге «Томер Двора». И, кроме того, любовь к Израилю чудесным образом оборачивается любовью к Б-гу; и это — величайший принцип, включающий в себя всю Тору.

И вот, Б-жественные повеления и в особенности заповедь освящения имени Г-спода поистине отражают милосердие Всевышнего и Его любовь к нам. Для человека нет большего счастья и блага, чем трепетное служение Небесам! Мудрецы Талмуда сказали: «В начале Торы — милосердие и в конце Торы — милосердие»[17]. Это означает, что дарование Торы — величайшая милость Творца по отношению к людям. Б-жественное Учение дарует нам знание, благодаря которому мы обретаем вечную жизнь в наслаждении и благоденствии: «И никогда не слышали, не внимали, глаз не видел Б-га, кроме Тебя, содеявшего такое для ожидающего Его»[18]. Может ли быть большее милосердие? Поэтому в начале и в конце Торы перечислены все благодеяния, оказанные Г-сподом Адаму, Хаве и их потомкам. Получается, что вся Тора — это милосердие к человеку, безгранично любимому Б-гом; вся Тора — желание дать ему знание, доступное только небесным ангелам. Более того, как известно из Талмуда, — Сам Всевышний во всей Своей славе занимается Торой, которую Он даровал народу Израиля[19]. Существует ли большее милосердие? И великий мудрец — Маараль из Праги — тоже писал, что вся Тора — изобилие благодеяний для Б-жественных творений[20].

И вот, однажды мы обсуждали стих Теилим: «О Твоих повелениях я буду говорить и увижу Твои пути»[21]. Это означает, что царь Давид постигал пути Б-жественного управления миром через законы Торы. Когда он изучал, например, запрет на ростовщичество, то выводил из него один из путей, которыми благословенный Б-г управляет миром. Это и означает: «и увижу Твои пути»[22], которыми Ты управляешь Своим миром. И я сказал это, не обладая достоверным знанием, а лишь на основе своего предположения, но, благодарение Б-гу, в словах Маараля из Праги этому нашлось исчерпывающее доказательство. Поскольку вся Тора — это изобилие благодеяний для человека, она и является средством, которым Всевышний управляет Своим миром! А Маараль, будучи выдающимся исследователем и мудрецом Каббалы, знал это не предположительно, а совершенно точно.

Отсюда следует, что дарование Торы — это величайшая милость, оказанная людям, и верно сказанное нами о том, что «в начале Торы — благодеяние и в конце Торы — благодеяние» человеку. И поскольку Творец любит людей и желает им добра, как же нам не приложить всех сил для обретения качеств, наделяющих нас милостью и любовью друг к другу, что каждую минуту нашей жизни поддерживает существование наших тел — материально и наших душ — духовно — знанием Торы, дарованной нам ради нашего вечного и безграничного блага.

Из этого следует, что основа всей Торы — это мудрость и совершенное стремление творить добро: «Уподобься Ему: как Он милосерден, так и ты будь милосерден…»[23] Имеются в виду все возвышенные духовные качества, собранные воедино заповедью: «И возлюби ближнего, как самого себя»[24]. Это великий принцип Торы, и нет лучшей возможности исполнить тысячи и десятки тысяч заповедей одновременно, каждую секунду, поскольку оказать благодеяние каждому из народа Израиля — это всеобъемлющая заповедь Торы. Поэтому дурное побуждение особенно изощренно препятствует исполнению именно этой заповеди, чтобы лишить нас бесценной награды. Великий враг человека — дурное побуждение — не желает, чтобы мы праведно исполняли Тору — и особенно эту великую заповедь, дарованную каждому еврею!

Счастлив человек, который заботится о телесном и духовном благе Общины Израиля во всем, что в его силах, и стремится склонить чашу достижений всего мира в сторону духовных заслуг, как разъясняется в трактате Кидушин[25] и в комментарии Альфаси на трактат Рош Ашана, и да будет у нас доля в их уделе!


[10] Бемидбар 25:11.

[11] Бемидбар 25:11-12.

[12] «В ревности за Б-га, где проявилось невероятное величие Пинхаса, мы видим и изъян, за который он не только был обвинен, но и наказан! Когда пророк Элиягу шел по пустыне, скрываясь от преследования Изевели, он услышал обращенный к нему глас Б-га: “Что тебе здесь, Элиягу?” И он ответил: “Ревностью возревновал я за Б-га, Г-спода воинств, ибо оставили Твой Завет сыновья Израиля, жертвенники Твои разрушили, а пророков Твоих убили мечом…” (Цари (I) 19:10). В Ялкут Шимони мы находим: пророку Элиягу следовало бы ответить: “Властелин мира! Это — Твой народ — сыновья Авраама, Ицхака и Яакова, которые исполняли Твою волю в сотворенном Тобою мире!” Он же поступил не так, а сказал вместо этого: “Ревностью возревновал я…” И Всевышний ответил ему: “Постоянно ты ревнуешь за Меня! Ты ревновал в Шитим, и опять ты ревнуешь…” (Ялкут Шимони, Цари I, гл. 19). Удивительно, что Всевышний упрекнул Пинхаса за его ревность в Шитим: ведь именно за нее он был удостоен “Завета мира” — великой награды, о чем сказано в Торе: “Вот Я даю тебе Свой Завет мира” (Бемидбар 25:12)! Мы видим, как суров суд и сколь высоким должен быть уровень человека! Даже в момент совершения великого и высочайшего деяния в нем может обнаружиться недостаток. Ревность Пинхаса за Г-спода была верной и истинной, но все же и в ней обнаруживался изъян. Если бы Пинхас стоял на еще более высокой ступени, то и его ревность была бы еще совершеннее и чище. Даже в своей ревности за Б-га Воинств ему все же следовало пробуждать не гнев, а Б-жественное милосердие к народу Израиля…» (Маариль Блох, Уроки Знания, гл. «Ясность Знания»).

[13] Бемидбар 31:2.

[14] Бемидбар 31:3.

[15] Ваикра 19:18.

[16] Берешит Рабба 24:8.

[17] Сота 14а.

[18] Йешаягу 64:3.

[19] Шаббат 89а.

[20] Маараль, Нетив Атора, гл. 1.

[21] Теилим 119:15.

[22] Там же.

[23] Иерусалимский Талмуд, Пеа 3а.

[24] Ваикра 19:18.

[25] Кидушин 40б.

Редакция благодарит рава Хаима Бурштейна за любезное разрешение на публикацию

 

Глава повествует о перипетиях в жизни праотца Яакова: о знаменитой «лестнице в небо» — пророческом сне Яакова, о его встрече с Рахель, пребывании Яакова в доме Лавана, женитьбе и рождении детей, будущих прародителей колен Израилевых. Читать дальше

Недельная глава Ваеце

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Исток»

Избранные комментарии на недельную главу Ваеце

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Б-г находится вместе с нами. Яаков почувствовал это, увидив сон о лестнице, ведущей в небо. Этот мир полон соблазнов, но следует помнить, что присутствие Творца помогает справиться с ними.

Все, что произошло между Яаковом и Эсавом, произошло затем между потомками Эсава и потомками Яакова

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

События, произошедшие с Яаковом и Эсавом, служат предысторией всего того, что переживали их потомки. Многовековое противодействие присутствует и в наши дни.

Четыре жены Яакова

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

От четырех жен Яакова произошли двенадцать колен. Это не случайное стечение обстоятельств, а воля Б-га.