Из цикла «Мусар Дома Учения в Кельме», темы: Милосердие, Хесед, Рав Хаим Бурштейн, Мусар, Качества Творца, Любовь к ближнему
«И ходи Его путями…»[26]
Моему уважаемому другу, великому мудрецу и раввину…
Мой отец, господин и учитель, был предан миру, любил мир и стремился к миру. Да ниспошлет мне благословенный Б-г помощь из источника Своей святости, чтобы и я следовал этому пути все мои дни! И тогда я узнаю, насколько мне сопутствует успех, ибо в жизни нет большего благословения, чем развитие в себе любви к людям. Ведь самое важное, чего человек может достичь своим трудом, — это приближение к благословенному Б-гу, как сказано: «И я (знаю): близость Б-га — благо для меня…»[27] В действительности ничего иного нам и не надо, ибо Он — совершенное милосердие, и устремляющийся к Нему приближается ко всякому добру.
И вот, Всевышний в Своем совершенстве любит все Свои творения, ведь иначе мир бы не устоял! А значит, любовь к людям — это и есть приближение к благословенному Б-гу. Ибо как может созданный из земного праха приблизиться к Г-споду, если даже высшие ангелы вопрошают друг друга: «Где место Его святости?» Но наши мудрецы в своей праведности указывают нам на этот путь: «Приблизься к Его качествам…»[28]
И вот, ни одно из качеств Всевышнего не раскрывается так ясно, как любовь к людям: «Ты открываешь Свою руку и насыщаешь все живое благоволением»[29]. Это означает, что мы видим, как каждый из нас получает удовольствие и удовлетворение именно вследствие любви Б-га к Своим творениям. Мы знаем, что «причинение страдания животным — это запрет Торы»[30]. «И мир милосердием будет отстроен…»[31] — это качество Всевышнего, раскрывающееся перед нами в каждом уголке мироздания[32].
Благодаря этому знанию я постиг смысл изречения рабейну Йоны, которое всегда было чрезвычайно трудным для моего понимания. Он пишет, что отсутствие милосердия к ближнему более тяжко, чем воровство[33], и приводит этому ясное доказательство из стиха Писания: «Вот, таково было преступление Сдома, твоей сестры: гордыня, пресыщение хлебом, праздность были свойственны ей и дочерям ее, и руки неимущего и нуждающегося она не поддерживала»[34]. Из этого ясно следует, что главный порок жителей Сдома заключался в отсутствии у них милосердия. Много лет меня мучил тяжелый вопрос: ведь запрет на воровство — это повеление «отдались от зла», а деяние милосердия — «твори добро», и всем известно, что нарушение запрета «отдались от зла» более тяжко, чем неисполнение предписания «твори добро». Кроме того, воровство — это грех, совершенный активным действием, а отсутствие милосердия — всего лишь бездействие!
Но, благодарение Б-гу, несколько лет назад мне открылся смысл этих слов, и это было для меня столь значимо, что вызвало безграничную радость, и, следуя своему обычаю, я не раскрыл этого ни одному человеку. И теперь я уже не помню, кто удостоился узнать об этом первым вы или мой сын.
Суть этой замечательной идеи такова. В трактате Брахот сказано: «В устах рабби Меира было привычным изречение: изучай всем сердцем своим и всей душой своей, чтобы знать путь Мой, и постоянно заходи в обитель Торы Моей»[35]. Эти слова вызывают крайнее недоумение. Ведь известно, что на небесном суде в первую очередь спрашивают об изучении Торы[36]! Почему же здесь вначале упоминается знание путей Всевышнего? А если предположить, что оно является частью изучения Торы, то получается, что продолжение данного изречения — «и постоянно заходи в обитель Торы Моей» — это повторение той же самой мысли! Однако в действительности рабби Меир вложил в эти слова удивительный смысл. Он имеет в виду, что прочно укорененное в разуме человека и в его чувствах остается с ним навсегда.
Каждый, кто хоть немного постигнет пути Б-жественного управления миром, поймет, что Б-г одарил благом все Свои творения, а в особенности — человека: «И немногим Ты умалил его перед Б-гом, славой и великолепием увенчал его. Ты позволил ему властвовать над делами Твоих рук, все положил к его ногам»[37], даровав ему ясное мышление. И даже нищий в действительности очень богат. Однако: «Сотворил Б-г человека прямым, они же пускаются во многие расчеты»[38]. Люди не умеют довольствоваться своим благим уделом и в результате теряют оба мира. Но тот, кто вдумается в пути Б-жественного управления, осознает, насколько милостив Всевышний, в особенности к человеку, и преисполнится к Нему благодарности за даруемое благо.
И вот, в природу человека заложено любить того, кто к нему добр, в особенности — если оказываемая ему милость постоянна и щедра. Также людям свойственно следовать путем тех, кто им дорог, и стараться им уподобиться. Вот, например, для меня бесценны стези нашего учителя, благословенной памяти. Я удостоился немного перенять его знание, мудрость и трепет перед Небесами и стремлюсь следовать его обычаям. Я всем сердцем желаю походить на него, так как все его пути в моих глазах прекрасны и совершенны. Это тем более верно, если человек достаточно глубок, чтобы своим разумом осознать величие Б-га, Его милосердие и справедливость. Ведь как бы я управлял миром, если бы это было в моей власти и силах? Сколько неправедности, ненависти, раздражения, мстительности, затаенной злобы, пренебрежения, непростительного беспамятства я проявлял бы ежечасно и в особенности к творениям, приниженным по своей сути! И пусть человек задумается о безграничности Б-жественного милосердия, и тогда он непременно будет следовать Его путями.
Однако их можно узреть только в свете Торы, и мы уже неоднократно это доказывали. Ведь стремление следовать путями Б-га вызывает в нас сильное желание постоянно заходить в чертоги Его Торы. Поэтому рабби Меир начал с изречения: «Изучай всем своим сердцем и всей душой, чтобы знать путь Мой», и тогда у тебя возникнет естественное желание «постоянно заходить в обитель Торы Моей». Это — удивительное открытие! Я хотел бы рассказать вам кое-что еще, но мне тяжело писать…
И вот, если некто совершенно лишен желания идти путями Б-га из-за отсутствия в нем стремления поступать соответственно деяниям Всевышнего, то это знак того, что он не замечает Б-жественного управления миром и не осознает Его милосердия, и поэтому лишен намерения совершать добро. Писание подчеркивает, сколь тяжкое наказание полагается за пренебрежение как милосердием, видимым глазу, например, дружелюбием или вежливостью, так и глубоко внутренним, то есть желанием следовать путями Б-га. Отсутствие милосердия — более тяжкое преступление, чем воровство, поскольку протянуть руку к чужому имуществу — это лишь одно преступление, а пренебрежение милосердием, упаси Б-г, свидетельствует об отсутствии у человека истинной веры и непонимании путей Б-жественного управления в мироздании.
«“Возлюби ближнего, как самого себя”[39] — это великий принцип в Торе»[40], из которого легко научиться следовать путями Б-га, и если человек так поступает, в нем углубится понимание веры во Всевышнего и Его управления миром.
Да удостоимся мы оба укрепиться в вере и да будем подниматься все выше, согласно благословению любящего тебя…
[26] Дварим 28:9.
[27] Теилим 73:28.
[28] Сота 14а.
[29] Теилим 145:16
[30] Бава Меция 32б.
[31] Теилим 89:3.
[32] «Нам следует относиться к человеку согласно высокому замыслу его сотворения. Ведь он был создан по образу и подобию Всевышнего: “Свеча Г-спода — душа человека” (Мишлей 20:27), “ибо удел Г-спода — Его народ” (Дварим 32:9). К каждому нужно относиться так, как того требует его природная сущность, которая определяется его постигающей душой. Мы не должны обращать внимание на то, как поступает человек, каковы его пути и качества!» (Рав Моше Розенштейн, Основы Знания, часть 2, гл. 105).
[33] Шаарей Тшува, гл. 3, раздел 15.
[34] Йехезкель 16:49.
[35] Брахот 17а.
[36] Кидушин 40б.
[37] Теилим 8:6-7.
[38] Коэлет 7:29.
[39] Ваикра 19:18.
[40] Берешит Рабба 24:8.
Редакция благодарит рава Хаима Бурштейна за любезное разрешение на публикацию
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Рав Бенцион Зильбер
В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Есть разные виды праведников. Бывают праведники, которые «делают благое» , а есть, которые благого не делают.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Истоки»