Темы: Недельная глава, Тшува, Каббала, Чтение Торы, Еврейская молитва, Рав Моше Сытин
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныА что такое «шовэвим», и что в них надо делать?
Здравствуйте!
«Шовэвим» — это период, на который выпадает чтение первых шести недельных глав из книги Шмот: Шмот, Ваэра, Бо, Бэшалах, Итро, Мишпатим. Название «Шовэвим» — аббревиатура названий этих шести глав:
ש'— Шмот (буква «шин»)
ו'— Ваэра («вав»)
ב'— Бо («бэт»)
ב'— Бэшалах («бэт»)
י'— Итро («йуд»)
מ'— Мишпатим («мэм»)
Получившееся слово — «шовэвим» — означает «строптивые»; согласно Традиции, это намек на слова пророка Ирмияу (3:22): «Возвратитесь, сыны строптивые (шовэвим), и Я исцелю (=прощу) строптивость (мэшуботэйхэм) вашу».
В високосный год, когда в еврейском календаре появляется второй месяц Адар, период Шовэвим продлевают еще на две недели, включая в него две следующие главы книги Шмот: Трума и Тэцавэ. В такой год этот период называется «Шовэвим Тат».
Согласно Каббале, эти дни благоприятны для исправления грехов, в частности, в сфере семейных отношений. Поэтому во многих общинах распространился обычай устраивать совместные занятия — изучать и повторять законы, посвященные чистоте семейной жизни.
В давние времена на протяжении шести недель Шовэвим было принято поститься, это было частью раскаяния. Сегодня это не принято, в основном, потому, что пост может помешать нормально работать или учиться. Тому, кто все-таки хочет в большей мере ощутить святость этих дней, советуют следовать мнению Виленского Гаона: он призывал заменить воздержание от пищи воздержанием от пустых разговоров, в особенности, при изучении Торы.
Обычаи, связанные с Шовэвим, возникли в далеком прошлом, их источник — в тайном учении, Каббале. Первое письменное упоминание об особых свойствах этих дней находим у рава Хаима Виталя (ученика Аризаля) в книге «Шмонэ Шеарим» (глава «Шаар Руах а-Кодэш»: «Существует древний обычай поститься в период Шовэвим сорок дней, начиная с (недели) главы Шмот и до (недель) главы Трума и Тэцавэ…»
В книге «Матэ Моше» приводится свидетельство учителя Маариля [1] — рава Шалома бар-Ицхака (Маараша) — о том, что этот обычай существовал также на территории Германии и Австрии («обычаи Острайх») еще в Средние века.
Но каждая община соблюдала обычаи этих дней по-своему. Маген Авраам (Орах Хаим 685:1) пишет, что там, где он жил, было принято поститься только в високосный год и только один раз в неделю, по четвергам. А При Мегадим (там же) свидетельствует, что в его общине постились и в обычный год.
Самого строгого обычая придерживались последователи Аризаля: они постились все дневное время суток сорок дней подряд.
Сегодня, кроме изучения законов семейной чистоты, некоторые стараются закончить чтение всей книги Тэилим до окончания Шовэвим, а также — воздерживаться от пустых разговоров в течение определенного времени.
В некоторых ешивах и синагогах, придерживающихся каббалистических традиций, в эти дни читают специальные молитвы о прощении — «Слихот» и «Тикун Шовэвим».
Некоторые каббалисты и лидеры хасидизма сравнивают духовную силу этого периода с силой Десяти дней раскаяния. Потому советуют вести себя так же, как при подготовке к Йом-Кипуру: тшува — проанализировать свои поступки и раскаяться в неправильных действиях, тфила — продвинуться в молитве и изучении Торы, цдака — больше жертвовать нуждающимся и на изучение Торы.
С уважением, Моше Сытин
[1] Маариль жил в 15 веке, на стыке эпох Ришоним и Ахароним (ранних и поздних комментаторов) и посвятил свою жизнь кодификации обычаев, принятых в период Ришоним на территории Германии и Франции.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Быть вызванным к Торе считается почетом
Рав Ицхак Зильбер
Рав Исроэль-Меир Лау
Рош аШана 2023: праздник начинается 15 сентября с заходом солнца и длится два дня
Рав Моше Вейсман
Рав Шимшон Пинкус,
из цикла «Врата молитвы (6 глав из книги)»
Рав Шимшон Давид Пинкус о молитве
Журнал «Мир Торы»
Человек, делая тшуву, показывает, что он не желает более совершать подобные действия и, если бы ситуация повторилась, он поступил бы по-другому, в соответствии с заповедями Творца.
Раби Элияу миВильна Виленский Гаон,
из цикла ««Совершенная Мера» (Эвен Шлема)»
О молитве
Рав Михаэль Солганик
Рав Моше Сытин
Когда распространился обычай так начинать свои записи?
Рав Реувен Куклин
Как тайная часть Торы соотносится с остальными её частями?
Рав Моше Сытин
Как определить область «пеот»?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Реувен Пятигорский
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Фараон пожалел, что отпустил сынов Израиля.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Натан Агрес
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Полная хронология исхода из Египта, включая чудеса, которые происходили с евреями. Прощание с рабством началось с извлечения саркофага.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Суббота, в которую в синагогах читают недельную главу Торы Бешалах («Когда отпустил»), называется Шабот Шира («Суббота Песни»), поскольку знаменитая песня, которую пели сыны Израиля, когда перед ними расступилось Красное море, входит именно в эту главу Торы и читается в эту субботу.
р. Ури Калюжный
Как проявляется величие Б-га в том, что Он уничтожил всадников вместе с лошадьми?