Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Все злодеи, грешники, отступники, если они раскаялись в грехах публично или хотя бы только в сердце своём, принимаются, как сказано: “Вернитесь, заблудшие дети, Я излечу вас, когда вы вернётесь” (Ирмиягу 3, 22)»Рамбам, Мишнэ Тора, Законы раскаяния 3, 14
Биография выдающегося законоучителя, духовного лидера своего поколения

Раби Яаков бар Моше Алеви Мёллин (Маариль 5120–5187 /1360–1427/ гг.) — выдающийся законоучитель, духовный лидер своего поколения.

Родился в Майнце. Изучал Тору у своего отца р. Моше бар Икутиэля, главы общины Майнца. Затем учился в Австрии у р. Меира Сегаля из Вены (Маарама Сегаля; см.) и р. Авраама Клойзнера (Маарака; см.). Основным его наставником в Австрии стал р. Шолом бар Ицхак (Маараш; см.) из Нойштадта, — именно он оказал определяющее влияние на формирование взглядов молодого знатока Торы. Р. Яаков получил от своих учителей почетный титул Морейну (наш наставник), позволяющий быть судьей, а также заключать и расторгать браки.

В течение ряда лет Маариль странствовал по городам Германии, Австрии и северной Италии, изучая обычаи ашкеназских общин, частично уничтоженных и рассеянных погромами 5108 /1348/ года — в период эпидемии «черной смерти». Многие из этих обычаев были сохранены от забвения именно благодаря Маарилю и его ученикам.

Завершив свои странствия, Маариль основал ешиву в г. Майнце — многие из учеников жили прямо у него дома. Среди его учеников были духовные лидеры следующего поколения ашкеназских евреев — р. Яаков Вайль (Маарив; см.), р. Исраэль Исерлин (Маарай; см.), написавший книгу Трумат адешен, и р. Йосеф Колон (Маарик; см.).

Евреи Германии видели в Маариле главу своего поколения, из многих общин обращались к нему с алахическими вопросами. Триста пятьдесят его респонсов (тшувот) собраны в книгу Шеилот утшувот Маариль, которая впервые напечатана в Венеции в 5309 /1549/году.

Многочисленные законодательные решения Маариля, а также обычаи, которых он придерживался, приведены в книге Минъагей Маариль (Обычаи Маариля), составленной по записям его учеников. Маариль придавал особое значение неукоснительному соблюдению народных обычаев и традиций — он учил, что «каждый обычай наших отцов основан на тайных знаниях, в любом из этих обычаев нет ничего незначительного или случайного».

Маариль был выдающимся знатоком двух основных ответвлений ашкеназской традиции. Среди евреев прирейнских городов, Майнца, Шпеера, Вормса, Кельна и Франкфурта, сложился так называемый минъаг Рейнус (рейнские обычаи), а в восточных областях Германии и Австрии — минъаг Ойстрах (австрийские обычаи). С обычаями австрийских общин Маариля познакомили его учителя в Вене; сам же он соблюдал и кодифицировал именно минъаг Рейнус, воспринятый им ещё в родительском доме.

Маариль был прославленным шацем (шац — сокращение от шалиах цибур — ведущий общинную молитву). Соблюдаемые им традиции ведения молитвы, а также многие его мелодии стали общепринятыми среди ашкеназских евреев.

Псаки (алахические решения) и обычаи Маариля определили ашкеназскую трактовку многих законов — большинство его псаков выдающийся кодификатор Рамо (см.) внес в свою книгу Мапа (Скатерть), ставшую интегральной частью кодекса Шульхан Арух.

Маариль скончался в Вормсе — на 21 день месяца элуль 5187 /1427/ года.

С разрешения издательства «Швут Ами»


В этой главе — множество великих чудес, которые совершил Всевышний для евреев во время Исхода из Египта: и чудо с огненным столбом, который указывал народу путь в ночи, и наказание армии фараона, и великое чудо раскрытия вод Красного моря, и ман (манна) с неба. А кроме того, описываются первые стоянки евреев в пустыне, война с Амалеком и многое другое. Читать дальше

Избранные комментарии к недельной главе Бешалах

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Шестьсот тысяч вооруженных людей на своем пути в землю, обещанную им Б-гом, не верят до конца в это обещание, чтобы противостоять оппозиции и биться с нею, будучи уверенными в победе на основании этого обещания

Шаббат Шира

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Суббота, в которую в синагогах читают недельную главу Торы Бешалах («Когда отпустил»), называется Шабот Шира («Суббота Песни»), поскольку знаменитая песня, которую пели сыны Израиля, когда перед ними расступилось Красное море, входит именно в эту главу Торы и читается в эту субботу.

Соблюдать союз Авраама. Бешалах

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Ученик должен уважать и почитать учителя Торы больше, чем своих родителей. Учитель должен постоянно учиться.

Недельная глава Бешалах

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.