Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Сказал рабби Эльазар: тот, кто тайно дает цдаку, более велик, чем Моше рабейну.»Талмуд, трактат «Бава батра», 9а

Благословение Ше-Эхейану на тфилин

Темы: Тфилин, Благословения, Лейб Нахман Злотник

Отложить Отложено

Дело в том, что я приобрёл новые тфилин и не знаю, надо ли на них произносить благословение Ше-Эхейану, подобно тому, как это делают в случае, когда впервые в новом сезоне едят плод или когда приобретают новый костюм? С уважением, Давид Козакевич, йешива «Толдот Йешурун», Иерусалим.

Отвечает рав Лейб-Нахман Злотник

Разделим Ваш вопрос, нужно ли произносить благословение Ше-Эхейану — «Благословен Ты Г-сподь Б-г наш, Царь вселенной, который даровал нам жизнь, и поддерживал её в нас, и дал нам дожить до времени этого» на тфилин на пять более частных тем:

а) каков закон в ситуации, когда человек приобрёл новые тфилин;

б) каков закон в ситуации, когда человек получил в подарок новые тфилин;

в) каков закон в ситуации, когда человек сделал сам себе новые тфилин;

г) имеет ли значение, использовал ли этот человек тфилин до того, как приобрёл, получил в подарок или изготовил, или же он накладывает тфилин впервые;

д) если мы придём к выводу, что благословение надо произнести, то когда именно следует это сделать?

В Тосэфте (трактат Брахот, глава 6-ая, закон 15-ый) сказано: «Тот, кто делает для себя лулав, цицит или тфилин, произносит Ше-Эхейану». Рамбам в книге Йад а-Хазака (или Мишнэ Тора, глава 11-ая в «Законах благословений», закон 9-ый), а также в сборнике вопросов и ответов Пеэр а-Дор (глава 49-ая или 141-ая, в зависимости от издания) говорит о трёх случаях, связанных с исполнением заповедей, когда произносят благословление Ше-Эхейану. 1). На заповеди, которые выполняют в определённое время года. Например, строительство сукки, трубление в шофар и другие. 2). На специальные предметы, с помощью которых исполняют заповеди, как, например, цицит и тфилин. 3). На заповеди, которые исполняют достаточно редко, хотя они и не связаны с конкретным временем года, например, обрезание или выкуп первенца. Особенность такого рода заповедей в том, что они связаны с событиями, которые случаются нечасто. Один из основных комментаторов Рамбама, автор Кесэф Мишнэ отмечает, что эти слова Рамбама основаны на Тосэфте, которую мы процитировали выше.

Авторы Тосафот (Менахот, 42б), а также автор Нимукэй Йосэф (в «Законах о цицит») — великие комментаторы Талмуда, мнение которых учитывается при выведении законов, — цитируют эту Тосэфту.

Другой авторитет поколения ришоним (ранних комментаторов), Радбаз (часть 8-ая, глава 5-ая), пишет: «Следует произносить Ше-Эхейану, даже если у человека уже были тфилин до того, как он сделал себе новые, так как эти тфилин приносят ему радость, являются новоприобретённым предметом и, в некоторой мере, одеждой». Похоже, что Радбаз сделал этот вывод на основании слов Рамбама о том, что на новоприобретённые специальные предметы, с помощью которых выполняют заповеди, произносят Ше-Эхейану. Ибо радость от такого приобретения не меньше, чем от покупки значимых бытовых товаров (одежды, мебели и им подобным), на которые тоже произносят Ше-Эхейану.

Другой видный авторитет Торы поколения ришоним, А-Рамах, пишет, что не принято произносить Ше-Эхейану на изготовление шофара или написание свитков. Почему же на подготовку лулава и строительство сукки это благословение произносят? А-Рамах объясняет это различие так. Человек получает наслаждение от аромата, свежести лулава или нахождения в сукке. Когда от выполнения заповеди человек получает помимо духовного наслаждения и материальное удовольствие, он произносит Ше-Эхейану, а если материального удовольствия исполнение этой заповеди не приносит, то не произносит. В соответствии с этим объяснением ни на тфилин, ни на цицитШе-Эхейану не произносят.

Тосафот (Сукка, 46а) и Коль Бо (глава 72-ая, от имени Раавада) считают так же, как А-Рамах. И так приводит Бейт Йосеф от имени Маари Абуава в комментарии на «Арбаа Турим», раздел Орах Хаим, пункт 22-ой): «Произносят благословение, только когда привязывают нити цицит к новой одежде, поскольку испытывают радость от обновки, а не из-за исполнения заповеди. Тфилин же одеждой не считаются (здесь Маари Абуав спорит с мнением Радбаза, приведённым выше). И поскольку заповедь о тфилин не является заповедью, которую совершают в определённое время года, Ше-Эхейану на них не говорят».

Бах (другой выдающийся комментатор «Арбаа Турим») не согласен с Бейт Йосефом. Он говорит, что благословение Ше-Эхейану, о котором пишет «Арбаа Турим», относится именно к завязыванию нитей цицит, а не к покупке новой одежды. А на тфилин согласно «Арбаа Турим», не произносят Ше-Эхейану из-за того, что для исполнения заповеди тфилин тело должно быть абсолютно чистым, и, поскольку это является очень строгим требованием, человек исполняет эту заповедь больше в трепете, нежели в радости.

Турэй Заав, комментатор «Шулхан Аруха», также не согласен с Бейт Йосефом. Он полагает, что автор «Арбаа Турим» привёл закон о цицит и из этого закона все должны сделать вывод, что тот же закон действует и в отношении тфилин. То есть, согласно мнению Турэй Заав, автор «Арбаа Турим», как и Рамбам, считает, что на новые тфилин следует произносить благословение Ше-Эхейану. Таково же постановление автора Олат Тамид, и это мнение приводит Элияу Рабба.

И Виленский Гаон — А-Гро — считает, что автор «Арбаа Турим» установил закон согласно мнению Рамбама. А почему он пишет о Ше-Эхейану только в законах цицит, а не в законах тфилин? Не потому что полагал: это благословение произносить не следует, а потому что в наше время очень редко человек делает тфилин сам для себя, их повсеместно принято покупать у специалиста по их изготовлению. То есть А-Гро согласен, что на новые тфилин следует произнести Ше-Эхейану, только если человек сделал их сам. Это соответствует тексту Тосэфты (но не тому, как Радбаз понял слова Рамбама).

Остаётся только понять, в чём различие между ситуацией, когда человек делает тфилин сам для себя, и ситуацией, когда он приобретает их у изготовителя. Может быть, то, что человек использует для выполнения заповеди предмет, изготовленный собственными руками, доставляет ему дополнительную радость. А может быть, то, что на приобретение тфилин необходимо потратить крупную сумму, уменьшает радость. Тогда, если человек получил тфилин в подарок, согласно второму объяснению он должен произнести благословение, а согласно первому — нет. Всё же различие между ситуациями, когда человек сделал тфилин сам и когда приобрёл уже готовые, не столь очевидно. Из Тосафот (Сукка, 46а) можно заключить, что такого различия не существует.

Рашба (в сборнике вопросов и ответов, часть 1-ая, глава 183-ья), Мааршам (в сборнике вопросов и ответов, часть 1-ая, глава 148-ая) и Кесэф Мишнэ (глава 5-ая в «Законах о клятвах», закон 18-ый), разъясняя мнение Рамбама, пишут, что тфилин считаются одеждой, и даже если их купили уже готовыми, на них необходимо произнести Ше-Эхейану.

Автор книги Орух а-Шулхан (глава 22-ая, пункт 3-ий) не понимает позицию А-Гро, который полагал, что между «самодельными» и купленными тфилин в этом отношении существует различие.

Автор комментария Мишна Брура установил закон в соответствии с мнением Бейт Йосефа: Ше-Эхейану на тфилин не произносят. Так же приводит и автор книги Каф а-Хаим от имени некоторых мудрецов Торы последнего поколения. И это же следует из комментария Бен-Иш-Хай (Берейшит, пункт 7-ой) и из Игрот Моше (раздел Орах Хаим, часть 3-ья, глава 80-ая).

В книге Ар Цви (раздел Орах Хаим, глава 21-ая) сказано, что на тфилин не принято произносить Ше-Эхейану, так как они не доставляют человеку материальное наслаждение.

Автор Беур Алаха всё же пишет, что было бы правильно произнести Ше-Эхейану на что-то, что по всем мнениям требует этого благословения, и при этом иметь в виду и тфилин, — чтобы выполнить закон и в соответствии с мнением тех, кто обязывает произнести Ше-Эхейану на тфилин. Так же полагает и автор книги Бейт а-Йоцер (конец 3-ей главы).

До сих пор мы занимались вопросом, следует ли произносить благословение Ше-Эхейану на новые тфилин. Рассмотрим теперь совершенно другую сторону проблемы Ше-Эхейану на тфилин, связанную с вопросами, касающимися практически всех заповедей Торы.

Обязан ли человек, впервые исполняющий ту или иную заповедь, произносить Ше-Эхейану?

Турэй Заав, как было упомянуто, установил закон согласно мнению Рамбама: на новые тфилин нужно произносить Ше-Эхейану. Он пишет: «И даже те, кто считает, что благословение не произносят, согласятся, что когда надевают тфилин первый раз в жизни, его надо произнести».

Давайте немного проясним эту тему и посмотрим, насколько однозначно заявление великого комментатора «Шулхан Аруха», Турэй Заав.

Вавилонский Талмуд (Менахот, 75б и Брахот, 37б) приводит следующую Барайту: «Приносящий хлебные дары (менахот) в Иерусалиме должен сказать Ше-Эхейану». Раши поясняет, что речь идёт о том, кто давно уже не приносил хлебных даров. А другой мудрец Торы поколения ришоним, Меири, считает, что Брайта говорит о коэне, который приносит минху в первый раз.

Из слов Раши можно понять, что на заповедь, которую исполняют раз в какой-то достаточно продолжительный период времени, следует произносить Ше-Эхейану. (Примером такой заповеди может служить приношение минхи — коэн приносит её только в свою смену, которая бывает два раза в год). А Меири считает, что произносить Ше-Эхейану следует, только когда выполняют заповедь в первый раз.

Рамо, ашкеназский посэк (законоучитель), в своём комментарии к «Шулхан Аруху» (раздел Йорэ Дэа, глава 28-ая, пункт 2-ой) постановил: тот, кто делает шхиту (убой скота установленным Торой способом) в первый раз, не произносит Ше-Эхейану, так как он убивает живое существо. Но если он впервые выполняет заповедь кисуй а-дам (покрыть кровь птицы или кошерного дикого зверя — не домашней скотины, — после шхиты), то обязан произнести Ше-Эхейану. Именно на основании этого постановления Турэй Заав пишет, что тот, кто накладывает тфилин впервые, обязан произнести Ше-Эхейану.

Однако другой известнейший комментатор «Шулхан Аруха», автор Сифтэй Коэн (Шах), там же, в Йорэ Дэа, спорит с Рамо и доказывает, основываясь на Тосафот в трактате Сукка и Нимукэй Йосеф (мнения которых были приведены выше), что на цицит и тфилин не произносят Ше-Эхейану. А При Хадаш добавляет, что и Рашба считает, что в этих случаях не следует благословлять. Сомнение или спор мудрецов по вопросам благословений обычно разрешают в сторону облегчения — то есть постановляют благословение не произносить. Таким же будет решение и в этом случае: тот, кто накладывает тфилин впервые, не должен произносить Ше-Эхейану.

(Интересно: обсуждая в контексте законов о тфилин слова Рамо, который считает, что на первую шхиту благословение не произносят, так как при этом погибает животное, никто не использует этот аргумент в отношении тфилин, для изготовления которых, необходимы кожа и жилы животного. То есть эти поским по какой-то причине не считают, что такое ограничение актуально для тфилин.)

Автор комментария При Тоар (там же в Йорэ Дэа) пишет: «Следует различать ситуации, когда человек в принципе не имел прежде возможности исполнить заповедь (например, ребёнок до тринадцати лет освобождён от выполнения заповедей, а в тринадцать лет у него появляется обязанность их исполнять) и когда он технически не имел возможности исполнить заповедь (например, у взрослого человека не было тфилин, поэтому он не мог их накладывать, а теперь такая возможность появилась). В первом случае, накладывая тфилин в первый раз, произносят Ше-Эхейану, во втором — нет.»

Хатам Софер (сборник вопросов и ответов, глава 55-ая) цитирует книгу При Тоар и заключает: "…поэтому юноше, который становится обязанным по Торе соблюдать заповеди, следует произнести Ше-Эхейану на все заповеди, которые он начинает исполнять в качестве взрослого человека. Автор книги Твуат Шор также склоняется к мнению, что выполняя первый раз любую заповедь, следует произнести Ше-Эхейану, только в отношении заповеди цицит, тфилин, сукки и мезузы на практике это невозможно. Ребёнка, не достигшего возраста бар-мицвы, приучают к исполнению этих заповедей, и получается, что к тому времени, когда он достигает зрелости и становится обязанным выполнять эти заповеди по Торе, они для него не внове и нет того эффекта новизны, из-за которого и установлено благословение Ше-Эхейану. Поэтому Рамо говорит именно о заповедях шхиты и покрытия крови, которые обычно впервые выполняют уже в зрелом возрасте. Примерно о том же пишет и Керэн Давид (раздел Орах Хаим, глава 57-ая).

А в комментариях к «Шулхан Аруху» Цви ле-Цадик добавляет: «Даже если юноша начинает накладывать тфилин уже после тринадцати лет, он всё равно не произносит Ше-Эхейану, поскольку установлен общий закон для всех ситуаций: ло плуг хахомим».

Существует и другое мнение. Так, авторы книг Шулхан Млахим (страница 343-ая), Сиах Алаха (глава 22-ая), Йад Ицхак (свод вопросов и ответов, часть 1-ая, в конце 10-ой главы) считают, что существует различие между заповедями, которые выполняет ребёнок, не обязанный по Торе их выполнять, и заповедями взрослого, который их выполнять обязан. Поэтому юноша может произнести благословение Ше-Эхейану, исполняя заповеди впервые после того, как ему исполнилось тринадцать лет.

В сборнике вопросов и ответов Минхат Ицхак (Ликутэй Тшувот, глава 18-ая) также рассматривается этот вопрос. В итоге автор приходит к выводу: не следует произносить Ше-Эхейану на тфилин. Но правильно было бы произнести это благословение на новую одежду или плод, который впервые едят в этом сезоне (имея при этом в виду и тфилин), чтобы учесть на практике мнение тех, кто полагает, что, выполняя первый раз заповедь тфилин, Ше-Эхейану произносить следует.

Но что хотелось бы особо подчеркнуть — это очень важный урок, который преподал нам великий автор Минхат Ицхак. Он приводит и Тосэфту, мнения мудрецов ранних поколений (ришоним), авторов «Арбаа Турим» и «Шулхан Аруха», их комментаторов, мнения мудрецов более поздних поколений из сборников вопросов и ответов, а также и свои доводы — доводы величайшего знатока Торы нашего времени. И завершает цитатой из книги Рошей Бэсамим, которую ещё называют Сдэ Хэмед Хадаш (тема Байт, пункт 7-ой). Там рассказано, как автор книги спросил Рава Иссахара Дова, ребе из Бельза, надо ли произносить Ше-Эхейану на тфилин, и тот ответил: принято — не произносить, так как учитывают мнение автора Сифтэй Коэн, для которого это — под вопросом. Великий урок! После всех изысканий, требующих энциклопедических знаний, и потрясающих расчётов и умозаключений, спросить у старца — конечного звена в цепи передачи Торы — и установить закон на практике согласно его мнению. В этом истинность еврейского Закона и сила традиции Торы!

И в заключение хотелось бы привести свидетельства о том, как решили этот вопрос два великих мудреца наших дней, рав Шломо-Залман Ойербах и рав Йосеф Шалом Элияшив, благословенна память праведников. В книге Алихот Шломо приводится, что рав Шломо-Залман Ойербах одалживал своим сыновьям тфилин за месяц до бар-мицвы, чтобы они заранее приучались к исполнению заповеди тфилин, как это принято. А в день бар-мицвы он дарил им тфилин, и они произносили благословение Ше-Эхейану перед тем, как наложить новые тфилин впервые после того, как это стало их обязанностью по Торе. Можно предположить, что при совпадении нескольких моментов — и заповедь выполняется первый раз, и тфилин только что приобретены — согласно большому числу авторитетных мнений есть обязанность произнести благословение. Рав Шломо-Залман Ойербах считал, что следует произнести на тфилинШе-Эхейану.

В книге Ашрэй Иш приводится такой факт. Рав Элияшив не произносил Ше-Эхейану на новые тфилин. А в сноске внизу цитируется магнитофонная запись, где рава спрашивают: правда ли, что некто одалживал тфилин сыновьям до наступления бар-мицвы и тогда дарил им эти тфилин и они произносили Ше-Эхейану? На что рав ответил: это пустые слова (дварим бэтэлим). А тот, кто хочет учесть на практике мнение тех, кто полагает, что есть обязанность произносить это благословение, пусть скажет Ше-Эхейану на новую одежду или новый плод — и в случае, когда тфилин новые, и в случае, когда их впервые накладывают.

В сборнике вопросов и ответов Мэшив Давар (глава 43-ья) приводится, что на цицит принято произносить Ше-Эхейану не в момент приобретения, а тогда, когда одевают новый талит в первый раз, подобно тому, как благословение Ше-Эхейану на плод произносят непосредственно перед тем, как его есть. А также для того, чтобы оба благословления произнести вместе, подобно тому, как это делают во время Авдалы — отделения субботы от будних дней, когда все благословения произносят друг за другом.

В соответствии с этим благословение Ше-Эхейану на новые тфилин (или на новую одежду или плод — когда хотят учесть на практике мнение тех, кто полагает, что на тфилинШе-Эхейану не говорят) следует произнести не во время их приобретения, а перед тем, как наложить их первый раз — перед благословением лэаниах тфилин.

Материалы по теме


Глава повествует о перипетиях в жизни праотца Яакова: о знаменитой «лестнице в небо» — пророческом сне Яакова, о его встрече с Рахель, пребывании Яакова в доме Лавана, женитьбе и рождении детей, будущих прародителей колен Израилевых. Читать дальше