Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Человек не должен проявлять жестокость, отказываясь простить обидчика; следует быть отходчивым и не гневливым»Рамбам, Мишнэ Тора, Законы об основных принципах Торы 2, 10

Довольствующийся обретенным выше, чем богобоязненный?

Темы: Смысл жизни, Изучение Торы, Овадья Климовский, Богобоязненность

Отложить Отложено

Шалом! Объясните, пожалуйста, это высказывание: «Довольствующийся обретённым — выше, чем б-гобоязненный» (Талмуд, Брахот 8а). Сергей

Отвечает рав Овадья Климовский

Шалом, уважаемый Сергей!

Точнее было бы перевести как «довольствующийся плодами своих трудов». Основная мысль, которую мы находим здесь у комментаторов: речь идет о величии того, кто не желает получать ничего от других.

Рав Йехезкель Ландо (Цлах) замечает: разумеется, тот, кто довольствуется плодами своих трудов, предпочтительнее богобоязненного, только если он обладает и этим качеством тоже. Рав Ландо приводит и иносказательное объяснение, согласно которому речь идет не о труде ради пропитания, а о труде над Торой и заповедями, ради которого, на самом деле, человек и находится в этом мире. Как сказано (Иов 5:7): «Ибо человек рождается для (тяжелого) труда…». И объясняют мудрецы, что имеется в виду труд над Торой. Подробнее об этом см. книгу Хафец Хаима Шем Олам, ч. 1 гл. 9, где он, в частности, пишет: на самом деле никто и не думал изначально, что человек может быть создан ради физического труда. Можно было его не сотворять, тогда не было бы и нужды в его трудах.

В чем же открытие мудрецов? — Если бы не их уточнение, мы бы полагали, что человек рожден для труда по преодолению своей природы и исполнению заповедей. Теперь же ясно: хотя и это верно (и Виленский Гаон говорил, что человек находится в этом мире ради исправления своих качеств), это — не основной объект труда. Главное же, над чем был создан трудиться человек, — это Тора!

С уважением, Овадья Климовский

Материалы по теме


Недельная глава «Лех Леха» начинается с того, что Всевышний приказывает нашему праотцу Аврааму оставить родину и пойти в Кнаан («И сказал Г‑сподь Авраму: иди из земли твоей…»). Читать дальше