Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Умный знает границы разума. Глупец думает, что знает всё»Учителя еврейской этики

Если все предопределено, как бы Адам мог избежать грехопадения, не нарушив общего сценария?

Темы: Предопределение, Свобода выбора, Адам, Овадья Климовский

Отложить Отложено

Если во время Творения Всевышний смотрел в Тору, то как бы Адам смог избежать грехопадения, не нарушив общего сценария? Можно ли назвать грехом поступок, совершаемый, когда выбора нет, когда то, что должно или не должно произойти, уже произошло? Спасибо. С уважением, А.

Отвечает рав Овадья Климовский

Шалом, уважаемый А.!

Вы задаете вечный вопрос. Он сформулирован уже в трактате Авот (3, 15: «Все предопределено, и свобода дана…»). Парадокс свободы выбора и предопределения занимал лучшие умы в течение веков, но до конца постичь это все равно невозможно, ибо мы живем в мире, ограниченном временными (помимо прочих) рамками. Но приблизиться к пониманию этого можно, если учтем тот факт, что Всевышний подобными рамками не ограничен, равно как и ничем другим. Поэтому Он не «знает наперед» о том, что будет. Он уже находится там, однако нас, находящихся только на временной точке, это не лишает свободы выбрать то, что мы выберем.

Безусловно, Вы правы — никак нельзя назвать грехом поступок, который человек совершил, не выбирая. Но в свете сказанного, понимаем мы это или нет, мы должны признать, что свобода выбора, все же, есть, поэтому наказание за грехи легитимно.

Особенно интересно Ваше замечание о «сценарии» — действительно, Великий Режиссер расставляет актеров, которые выбирают, как им поступить — какую роль сыграть, так, чтобы общий задуманный сценарий не вышел из тех рамок, которые Он задал. Однако внутри этих рамок возможны различные варианты развития событий.

С уважением, Овадья Климовский

Материалы по теме


Недельная глава «Лех Леха» начинается с того, что Всевышний приказывает нашему праотцу Аврааму оставить родину и пойти в Кнаан («И сказал Г‑сподь Авраму: иди из земли твоей…»). Читать дальше