Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Разрешается ли кормящей женщине сцеживать молоко в субботу?

Темы: Суббота, 39 мелахот, Яков Шуб, Грудное вскармливание

Отложить Отложено

Здравствуйте. Можно ли кормящей матери сцеживать молоко в шаббат? Если да — как правильно это делать?

Отвечает рав Яков Шуб

Большое спасибо за Ваш актуальный вопрос. Сцеживание молока в субботу — это совершение работы мефарэк («отделение»), производной от даш («молотьба»), одной из 39 работ, запрещенных в субботу (Шулхан Арух 328:34). Это запрещено потому, что жидкость выделяется из того места, где образовалась — подобно выжиманию плодов в субботу. Поэтому в субботу запрещено сцеживать молоко в пустую посуду, кроме тех случаев, когда, возможно, существует угроза для жизни матери или ребенка.

Однако, само собой разумеется, не может быть запрета кормить ребенка грудью, поскольку в данном случае это рассматривается как процесс питания и не относится к запрещенным действиям. Кроме того, женщине разрешено выдавить несколько капель молока в рот ребенку для того, чтобы стимулировать его «взять грудь» (Шулхан Арух 328:35). Разрешено надавливать на грудь во время самого кормления для того, чтобы помочь ребенку.

Если избыток молока причиняет женщине неудобство и боль, разрешено сцедить молоко при условии, что оно сразу станет непригодным к употреблению — в такой ситуации не считается, что произошло выделение жидкости (Шулхан Арух 330:8). На практике это можно сделать, например, налив предварительно в посуду, куда собираются сцеживать, жидкое мыло и т.п. Так же разрешено поступать в случае, когда необходимо «сцеживаться» для того, чтобы стимулировать образование молока (Орхот Шабат 4, прим. 63). В обоих случаях разрешено пользоваться ручным приспособлением для сцеживания молока.

С уважением, Яков Шуб

Материалы по теме


История отношений Йосефа и его братьев достигает апогея: начинается глава Ваигаш описанием диалога Йеуды и Йосефа, и это стало прообразом исторического противостояния их потомков: сначала колен Йеуды и Эфраима, а затем — двух царств, Южного Иудейского и северного Израильского царства. В конце главы рассказывается о том, как праотец Яаков, узнав, что его любимый сын Йосеф жив, спускается в Египет для встречи с ним. Так начинается Египетское изгнание, ставшее прообразом всех последующих изгнаний еврейского народа. Читать дальше