Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Субботний покой строится отнюдь не на наших субъективных понятиях о том, что называть работой, а что отдыхом.

Ранее мы выяснили, что субботний покой строится отнюдь не на наших субъективных понятиях о том, что называть работой, а что отдыхом. Запрет исходит от Торы, которая велит нам отказаться в седьмой день от мелахот, тех рабочих операций, что использовались при сооружении Мишкана. К запрету Торы мудрецы прибавили свои постановления, отдаляющие человека от непреднамеренного совершения мелахот. Т.е. они расширили список, добавив в него операции, которые Торой не запрещены, но которые, будучи исполнены человеком, могут привести его к нарушению запрета Торы.

Обратите внимание, Тора запрещает нам далеко не все действия, которые выглядят как верх созидательного труда. Иногда трудоемкие, на наш взгляд, усилия оцениваются ею как вполне разрешенные в Субботу действия. Критерий, как отмечалось выше, прост: если некоторая работа не применялась при строительстве Мишкана, то она в список мелахот не входит[1].

Более того, по описанию возведения Мишкана, данного в тексте Торы, мы знакомимся не только с содержанием и сутью запрещенных в Субботу мелахот, но и с формой их реализации. Иными словами, Тора запрещает мелахот в Субботу только тогда, когда они совершаются тем же способом, что и в Мишкане.

Здесь закон имеет в виду не столько технологию, сколько общую характеристику млехет-махшевет. Этим непереводимым термином в иудаизме обозначены все работы над Мишканом, Соборным шатром. Слово махшевет стоит в том же ряду, что и такие слова, как махшава, мысль, и хашув, важный. Комментарий Раши добавляет к этим двум корневым понятиям еще одно: «искусная профессиональная работа». Получаем, что в соединении со словом мелаха, работа, термин махшевет дает нам целых три понятия: «осмысленная, продуманная работа», «важная работа» и «целенаправленная работа».

Это очень важный момент: согласно Торе, ограничения млехет-махшевет касаются мысли, важности и умения. Т.е. работа должна быть осмысленной, полезной и целенаправленной.

Но пока мы занимались терминологией. Теперь давайте поговорим о конкретных критериях. Для этого посмотрим, какие требования к млехет-махшевет выдвигает Талмуд.

Их пять:

1) Тора запретила мелахот только если они выполняются принятым у людей образом. Делать их измененным образом, т.е. в неудобной и несподручной форме (на иврите говорят бешинуй, путем изменения), запретили мудрецы во избежание, как указывалось, ошибок[2].

Так, например, стричь волосы ножницами запрещено Торой, но запрет вырывать волосы идет исключительно от мудрецов, мидерабанан. Несмотря на то что оба действия приводят к одному результату — устранение волос с тела, все же, по Торе, рвать волосы мы могли бы по очень простой причине — несподручно. Что касается мудрецов, то их запрещение мотивируется другим соображением: чтобы кто-нибудь не решил, что если можно руками, то, наверное, можно и ножницами.

Писать левой рукой (а для левши — правой) — тоже измененная форма мелахи, и запрещена она только мудрецами. (Кстати, отметим, что в остальных мелахот несущественно, какой рукой они совершаются[3], поскольку и в будни правша иногда действует левой рукой.)

2) Торой запрещена только целенаправленная мелаха, совершенная намеренно.

Если человек намеревается сделать разрешенное действие, побочным результатом которого может оказаться мелаха, то запрета на такое действие нет, даже если о его побочном результате было известно изначально. Такая деятельность разрешена не только Торой — она не запрещена и мудрецами.

Например, можно ходить в Субботу по траве, хотя вполне возможно, что при этом отдельные травинки, попавшие под каблук, будут вырваны, — действие, входящее в категорию жатва.

Можно тащить по земле стул, несмотря на то, что под его ножками на земле остаются борозды; это действие входит уже в категорию пахота.

Итак, Тора эти действия разрешает. А что мудрецы? Мудрецы их разрешают только при соблюдении двух условий:

— чтобы у человека не было намерения совершить мелаху (в Талмуде это называется эйно-миткавен, «не намерен изначально»): человек идет по лугу и не собирается вырывать своими каблуками траву; другой человек тащит стул и не намеревается перекапывать его ножками землю;

— чтобы мелаха не была неизбежным следствием разрешенного действия. Но если запрещенное побочное действие неизбежно, то нельзя сказать, что человек не намеревался его сделать. Такую ситуацию Талмуд называет псик-рейша, «оторви голову!».

Это выражение означает следующее. Предположим, некий человек собрался оторвать петуху голову. При этом он утверждает, что никого не собирается убивать, ему нужна только птичья голова. Однако, поскольку нельзя оторвать голову и при этом не убить, такое действие приравнивается к намеренному «убийству».

Итак, во втором условии разговор идет о действиях с неизбежными последствиями — псик-рейша. Например, нельзя сказать, что моющий руки над грядкой вовсе не намерен поливать овощи.

Важное замечание: если запрещенный побочный результат неизбежен как псик-рейша и он выгоден и полезен человеку, то само действие запрещено Торой. Т.е. мыть руки над своей грядкой запрещено мидеорайта. И то, что человек не думает о поливке, не меняет дела: поскольку полив произойдет неизбежно и он выгоден человеку, можно считать, что он сделан намеренно. Но псик-рейша, не приносящая человеку никакой пользы, запрещена всего лишь мидерабанан.

3) Тора запретила мелахот только если они совершаются для той же цели, что и при сооружении Мишкана. Теперь введем важное определение: работа, которая использовалась для сооружения Мишкана, но нынче совершается с другой целью, называется мелаха шеэйна цриха легуфа[4]. Так вот, по мнению большинства авторитетов, такая работа запрещена мудрецами.

Например, рытье котлованов, как и прочие земляные работы, входит в категорию стройка. При строительстве Мишкана копали ямы, чтобы использовать именно ямы, а не землю, извлеченную при их выкапывании. Вырыть яму ради того чтобы получить грунт, а не для того чтобы воспользоваться углублением в земле, запрещено только мидерабанан.

Еще пример — погасить свечу, чтобы ее свет не мешал спать. В Мишкане огонь гасили на несгоревших поленьях для получения древесного угля. Тушение огня с иной целью является мелаха шеэйна цриха лэгуфа, и запрещена такая работа только мудрецами.

Уточним разницу между вторым и третьим пунктами. Разрешение эйно-миткавен касается действий, цель которых — разрешенная операция; что касается запрещенной мелахи, то она появляется как побочный непреднамеренный результат. Но мелаха шеэйна цриха легуфа — это намеренное действие; просто его цель отличается от той, которая преследовалась таким же действием при строительстве Мишкана.

Если вы делаете мелаха шеэйна цриха легуфа, т.е. цель вашей работы отличается от той, что ставили перед собой строители Мишкана (формально совершавшие такую же работу), но сам запрещенный результат вам по какой-либо причине выгоден, то всё действие Торой запрещено. В приведенном примере про яму это означает, что извлечение, например, песка для строительства разрешено Торой только там, где яма в земле, получающаяся при этом, не приносит никакой пользы. Однако нарушает закон Торы тот человек, который желает получить заодно и яму, даже если он ее роет, главным образом, для того чтобы добыть землю.

На первый взгляд сложно. Но не беда: при дальнейшем изучении законов Субботы все эти различия станут куда более понятны!

4) Мелаха запрещена Торой только если она носит созидательный характер. Все что касается порчи (на иврите мекалькель, портящий), то она запрещена мудрецами.

Так, например, поджечь что-либо ради того, чтобы уничтожить поджигаемый предмет, нельзя мидерабанан, но не мидеорайта.

Впрочем, просматривая список 39 операций, использованных при сооружении Мишкана, мы обнаруживаем целый ряд разрушительных по своей сути мелахот: рвать, стирать написанные буквы, разрушать, развязывать узлы. Талмуд поясняет, что все эти действия отвечают требованиям млехет-махшевет, так как в них заключался созидательный эффект в результате разрушительного действия. Как это понимать? Написанное стирали во время строительства Мишкана для того, чтобы исправить ошибку и написать правильно; узлы развязывали, чтобы завязать их иначе; сам шатер разбирали для того, чтобы собрать его в другом месте. Но чистый вандализм Тора не запрещает. Разрушительные действия, лишенные конструктивной цели, запрещены мудрецами последующих поколений (за исключением ряда случаев, о которых речь пойдет ниже).

5) Важность, требуемая млехет-махшевет, выражается не только в созидательном характере, но и в устойчивости результатов труда.

Например, устойчивый узел, способный продержаться достаточно долго, запрещен Торой; но временный узел нельзя завязывать только по мнению мудрецов, мидерабанан. Сооружение временного навеса, писание букв на запотевшем окне и т.п., — все это запрещено постановлениями мудрецов, но не Торой.

На этом мы завершаем объяснение условий млехет-махшевет, под которыми подразумевается особое требование к искусности и важности запрещенных действий.

Упомянем еще одно условие, ограничивающее запрет Торы и не связанное с млехет-махшевет. О Субботе сказано в книге Шмот (10:20): «Не делай никакой мелахи». Отсюда следует, как замечает Талмуд, что нельзя именно делать, но действие, которое является косвенной причиной мелахи, не запрещено. Такое действие называется в Талмуде грама.

Пример: на пути у распространяющегося огня ставят сосуд с водой, чтобы он лопнул от жара и пролившаяся из него вода залила огонь. Смотрите, человек не тушит огонь своими руками, но его действие — установка сосуда с водой служит косвенной причиной тушения[5].

Еще один пример. Поставить капкан или ловушку в Субботу — это грама, и поступать так запретила не Тора (она запрещает только непосредственную ловлю зверей руками), но мудрецы.

Нужно отметить, что подчас различия между прямым действием и косвенной причиной довольно тонки. Поэтому законоучители разбирают их в каждом конкретном случае отдельно.

Слово Шабат происходит от глагола лишбот, что означает прекратить, остановить. В Торе сказано (Берешит 2): «И были завершены небо и земля со всем их воинством. И закончил Всевышний в седьмой день Свой труд, которым занимался, и прекратил в седьмой день всю работу, которую делал». В течение первых шести дней Творения Всевышний занимался преобразованием мира, постоянно создавая что-то новое. Субботний покой означает, что Он прекратил преобразовывать и изменять мир. Начиная с седьмого дня Творения, не создается ничего нового, только воспроизводится и сохраняется то, что было создано в первые шесть дней.

Всевышний подвел черту под Творением: Он сказал «хватит» (на иврите дай), ограничив созданный Им мир и не позволив ему расширяться до бесконечности. Так объясняют мудрецы этимологию одного из имен Творца — Шадай: Тот, Кто ограничил созданный Им мир, сказав ему: дай! — т.е. довольно, достаточно!

Людям, получившим светское образование и с детства воспитанным на идеях теории эволюции, трудно согласиться с только что высказанным утверждением. Нас учили, что структура реального мира неразрывно связана с изменениями, причем всё развивается от низшего к высшему. Но суть еврейской Субботы противоречит самому принципу эволюции, ибо Тора утверждает, что на седьмой день преобразование мира закончилось, и с тех пор он неизменен.

Раши в своих пояснениях к Талмуду пишет, что нарушающий Субботу человек как бы лжесвидетельствует, что Всевышний, сотворив мир, не отдыхал. Прочтите это предложение еще раз: не кажется ли вам, что слова Раши выглядят по крайней мере странными? Логичнее было бы сказать, что еврей, не соблюдающий Субботу, тем самым отрицает факт создания мира Б-гом. Почему упор делается на отдыхе, а не на акте созидания? Ведь, как говорилось выше. Суббота свидетельствует о Творении, а не об отдыхе!

Ответ находим в словах рава Гирша. Он пишет: «Завершение Творения, или тот факт, что после первых шести дней перестали возникать новые виды созданий, свидетельствует о Творце больше, чем созданные Им небо и земля. Если причина возникновения мира, по утверждению материалистов всех времен, таится в самом мире, если его породили слепые силы природы, исключающие творческую мысль и свободную волю, то почему воцарился в мире Шабат? Почему эти силы прекратили действовать? Почему те же самые физические причины не приводят к тем же последствиям? Неуправляемый самопроизвольный процесс развития не должен останавливаться!»

Со времен рава Гирша прошло более ста лет. Но и сегодняшняя наука не располагает доказательствами того, чтобы за последние тысячи лет на свет появился хотя бы один новый вид созданий живой природы. Об этом и говорит иудаизм: Шабат, который подвел черту под Творением, свидетельствует о целенаправленном творческом процессе, который остановился, достигнув поставленной цели.

Мир — не результат действия слепых сил природы, он задуман и запланирован. В шесть дней Творения совершалась млехет-махшевет — осмысленная и целенаправленная работа. В седьмой день она была завершена.

Именно по этой причине в Субботу запрещены только те виды деятельности, которые отвечают критериям млехет-махшевет.

 

[1] Но она, конечно, может оказаться включенной в список, который был добавлен мудрецами.

[2] Возможно, дело здесь не только в профессионализме, но и в том, что подобного рода действия не характеризуют человека как властителя природы: царю природы не пристало включать свет настольной лампы локтем…

[3] И лишь куда более серьезное отклонение от принятого способа (например, сделать что-то ногой или локтем) иногда снимает запрет Торы, о чем разговор ниже.

[4] Приблизительный перевод: «работа, что не нужна сама по себе».

[5] Мудрецами это тоже не запрещено. См. Девятнадцатую главу.

 


Посмотреть все статьи по теме Шаббат — Еврейская Суббота
А также: тема Еврейские законы — Алаха