Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Всё служение Всевышнему зависит от исправления качеств характера. Эти качества подобны облачению для заповедей, и они являются основанием Торы, и все грехи имеют своим корнем качества характера»Виленский Гаон, Эвен Шлема 1, 1
Какие из запретов Субботы ввели Мудрецы Талмуда и зачем они это сделали?

Тора ревниво относится к любому нарушению Субботы. Ведь Суббота — это еврейский флаг, основа нашей веры, единственное ритуальное предписание, упомянутое в Десяти Заповедях.

Талмуд говорит, что соблюдение заповеди Субботы равноценно соблюдению всех остальных заповедей, вместе взятых. В древности, когда судопроизводство в Израиле велось по законам Торы, умышленное осквернение Субботы считалось одним из самых тяжких преступлений и в некоторых случаях каралось смертью. Понятно, что чувство ответственности к столь важной заповеди заставляет очень внимательно относиться даже к непреднамеренному нарушению Субботы. Необходимо сделать все, чтобы удержаться от малейшего совершения любой из мелахот, даже самого неумышленного. Но как этого достичь? Конечно, можно однажды твердо постановить для себя во что бы то ни стало соблюдать все законы Субботы и быть в этом соблюдении сверхосторожным. И все же даже наивному человеку ясно, что эта решимость не поможет. Причина понятна, поскольку здесь сталкиваешься с особой трудностью, которую можно назвать машинальностью. Ведь Торой запрещены в Субботу действия, которые мы совершаем в остальные дни недели, не задумываясь ни на секунду, автоматически. Согласитесь, такие машинальные действия и привычки — враги, с которыми очень трудно бороться.

И тут на помощь приходит «логика сапера». Что делает сапер, приступающий к разминированию территории? В самом начале он выставляет ограждения на некотором отдалении от края минного поля, так что даже невнимательные или легкомысленные люди не сделают рокового шага. Максимум, на который они способны, это зайти на несколько шагов за ограждения, но до мин еще далеко. Так и в Торе: мудрецы стремились «установить ограду вокруг закона», запрещая больше, чем запретила Тора. Сделали они это для того, чтобы отдалить нас от непреднамеренного нарушения заповеди. Причем их стремление удалить нас от нарушений Торы — вовсе не личная инициатива нескольких талмудистов-перестраховщиков. В самом тексте Торы есть указание мудрецам устанавливать подобную ограду, а нам — подчиняться их постановлениям; как сказано (Дварим 17:9—10): «И приди к священникам-левитам и судье, который будет в те дни, и расспроси, и скажут они тебе судебное решение. И поступи по слову, которое они тебе скажут… И бережно исполняй все, как укажут тебе. По закону, которому они научат тебя, и по суждению, которое они изрекут тебе, поступай! Не уклоняйся от их слов ни вправо, ни влево».

Ограничительные постановления мудрецов называются в Талмуде гзерот. Особенно много их как раз в области законов Субботы. Мудрецами были запрещены действия, сами по себе мелахой не являющиеся, но способные с легкостью привести нас к совершению мелахот.

Было найдено три причины для подобной ошибки. Соответственно, список указанных действий, запрещенных мудрецами, состоит из трех пунктов:

  • 1) Ряд действий имеет пусть отдаленное, но все же сходство с мелахот, а потому они способны ввести в заблуждение не особо сведущих людей. Ведь как работает обывательская логика? Заметив, что действие разрешено, человек опрометчиво решает, что и похожая на него мелаха тоже разрешена. Например, Тора разрешает менять воду в вазе с цветами; но это действие напоминает поливку, поэтому мудрецы запретили менять воду во избежание ошибок; иначе человек решит: раз можно менять воду, то можно и поливать цветы. Еще пример: закон Торы запрещает выжимать сок только из плодов, специально выращиваемых для производства сока, таких как виноград и маслины. Однако несведущий человек, узнав, что разрешено выжимать сок из плодов яблони, может опрометчиво решить: раз так, то чем хуже плоды винограда! Пришлось запретить мидерабанан выжимать сок и из остальных фруктов — яблок, груш и пр.
  • 2) Некоторые действия связаны с мелахой через привычку повседневной жизни. Так, например, занимаясь торговлей, люди часто ведут записи, поэтому есть опасение, что и в Субботу торговец машинально воспользуется ручкой или карандашом и только потом вспомнит, что делать этого нельзя. Пришлось исключить из субботних занятий торговые операции, хотя изначально купля-продажа Торой не запрещена.
  • 3) Некоторые действия включают в себя мелаху или легко приводят к ней, что называется, после действия. Так, например, передвигая горящую свечу, можно с легкостью ее потушить, а, влезая на дерево, можно обломать ветку и т. д.
  • У изучающих законы Субботы иногда может возникнуть ощущение, будто в некоторых случаях мудрецы «перегибают палку». Их опасения кажутся не строго обоснованными и даже надуманными, а сходство, которое они усматривают между различными действиями и мелахой, выглядит настолько отвлеченным, что его нечего опасаться. Причина такого ощущения — в поверхностном понимании человеческой психологии. Талмудисты с их глубочайшим познанием людской натуры проследили многие, казалось бы, не совсем логичные ассоциативные связи между некоторыми действиями и поступками и убедились, что, если их разрешить, человек почти с полной неизбежностью может прийти к нарушению Субботы.

    Любопытно, что выводы мудрецов однажды были проверены на практике в довольно любопытной ситуации. В годы второй мировой войны большая группа литовских евреев, спасаясь от немцев, оказалась в Японии[2]. И вот у них возник нетривиальный вопрос: когда справлять Субботу в Японии? Другими словами, где находятся Японские острова — к востоку или к западу от линии смены дат? В первом случае субботний день в Японии наступает, как по всей материковой Азии. Во втором, на сутки позже, когда, скажем, в Китай приходит воскресенье. Пока ученые мужи обсуждали этот вопрос, некоторые решили на всякий случай соблюдать оба дня — и субботу, и воскресенье. Сразу же для них стал актуальным талмудический принцип, который гласит: если возникло сомнение по поводу соблюдения какого-либо закона Торы, то оно решается в сторону «устрожения»; но если сомнение касается закона мудрецов, то следует принять облегчающее решение. В соответствии с этим принципом, у наших «японских» евреев, когда они, сомневаясь, стали соблюдать субботние законы два дня подряд, возникла необходимость выполнять постановления мидеорайта, но не ми-дерабанан. Вот тут-то и произошел казус, из-за которого мы вспомнили всю эту историю. Те, кто пытались соблюдать только положения Торы, но не установления мудрецов, впоследствии засвидетельствовали, что у них вообще ничего не вышло: не выполняя ограничительных постановлений мидерабанан, они сплошь и рядом непреднамеренно нарушали и запреты Торы. Получается, древние мудрецы были правы!

    Мы уже говорили, что запреты мидерабанан («от мудрецов»), называемые гзерот, — ограждающие постановления, — введены только для того чтобы отдалить от нарушения законов Торы. Теперь добавим, что гзерот никогда не стоят на охране других гзерот. Говоря по-другому, ограда ставится вокруг закона, но не вокруг ограды. Кроме того, мудрецы руководствовались еще одним принципом относительно законов, принятых Санедрином, древним Высшим раввинским судом, который являлся не только высшей инстанцией интерпретации Торы, но и имел законодательную силу. Этот принцип гласил, что постановления-гзерот Са-недрина принимают силу только в том случае, когда большая часть еврейского народа способна их выполнить. Если же выясняется, что на практике постановление невыполнимо или слишком тяжело для большинства, оно отменяется.

    К подробному рассмотрению законов Субботы, как мидеорайта, так и мидерабанан, мы перейдем ниже, а пока, в пределах одной главы, давайте попытаемся глубже проникнуть в сокровенный смысл Субботы.

    [1] Но не тем и другим одновременно.

    [2] Подробнее об этой удивительной истории см. в книге «Спасение Торы» иерусалимского издательства Швут-Ами. На предложение «могли бы и в атласе посмотреть» ответим: разве международная конвенция по установлению линии смены дат хоть в какой-то степени опиралась на положения Торы?

    Тематический обзор «Шаббат»


    Эта недельная глава — самая большая из всех глав Торы. В ней, среди прочего, рассказывается о подсчете семейств левитов и той службе, которую им поручил Всевышний в пустыне. Также глава повествует о заповедях назира (назорея), благословении коэнов, обряде сота и о многом другом. Читать дальше

    Недельная глава Насо

    Рав Ицхак Зильбер,
    из цикла «Беседы о Торе»

    Комментарий рава Ицхака Зильбера к недельной главе «Насо»

    Объяснение текста благословения коэнов

    Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
    из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

    Б-г благословенный повелел Моше передать Аарону и его сыновьям формулировку благословения коэнов, то есть, точные слова, которыми они будут благословлять общину сыновей Израиля.

    Избранные комментарии к недельной главе Насо

    Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
    из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

    Всякое прегрешение против нравственности порождено помрачением рассудка. Нравственная истина и истина логическая — синонимы, и человек может согрешить, только если лишится сперва истинной перспективы.

    Кто учит Торе сына ближнего, как бы дает ему рождение. Насо

    Рав Зелиг Плискин,
    из цикла «Если хочешь жить достойно»

    Мы должны брать пример с Аарона, брата Моше. Он мирил людей, поэтому в Торе в качестве родословной упомянуты его потомки.