Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Тема

Отдых, или как отдыхать по-еврейски

Как и когда рекомендуется отдыхать и нужен ли отдых, кроме Субботы, с еврейской точки зрения?

Досуг — это свободное от работы, учебы и других обязанностей время, которое человек обычно использует для отдыха. Время досуга дается нам не для безделья, а для восполнения душевных и физических сил. Сон — это необходимый каждому живому существу отдых. Суббота — это не просто выходной. Существует множество видов кошерного увлекательного отдыха. Отдохнувшие муж и жена — залог мира в семье.

Оглавление

Проблема досуга [↑]

В течение многих веков для того, чтобы выживать, человеку было необходимо работать с утра до вечера, чтобы прокормить себя и свою семью. Но с началом технического прогресса у человека появилась возможность работать меньше. Это породило крайне острую проблему, которую в последние десятилетия пытается решить общество — что делать со свободным временем. В мире это так и называется: проблема досуга. Жизнь, не занятая работой, оказалась проблемой.

Выяснилось, что человеку недостаточно быть сытым: его пустой и скучающей душе тоже требуется пища. Чтобы решить эту проблему, человечество вынуждено было придумать массовую культуру развлечений, которая призвана чем-то занять и отвлечь человека в свободное время. Выход найден в том, чтобы это проблематичное время «провести», «скоротать», а то и «убить».

Телевидение, шоу, ночные клубы, дискотеки, бары, рулетка, социальные сети заполняют пустоту жизни миллионов людей. При отсутствии общего смысла не столь важно, чем человек занимается, главное, чтобы он был этим доволен. Понятно, что такое проведение досуга разрушает как связи между людьми, так и стремление человека духовно развиваться.

Мидраш говорит: досуг и праздники чреваты у многих народов пьянством, обжорством, потасовками. Не так у евреев. В будни люди огрубевают. Заботы о хлебе насущном вынуждают многих находиться в среде, которая плохо на них влияет.

Но вот наступает праздничный день. Как проводит его еврей? Либо в синагоге, где он молится и слушает слова Торы, пророков, мидрашей, Талмуда; либо за праздничным столом дома или в гостях, где он слушает кидуш, слова о значении и истории этого дня, рассказы из жизни наших предков, предания о чудесах, происходивших с ними; либо в играх и разговорах с детьми и спокойном общении с женой. Такое времяпрепровождение возвышает его духовно, придает ему уверенность и надежду.

Отдых и смысл жизни [↑]

Отдых для религиозного еврея — это творческая смена деятельности, приносящая внутреннее удовлетворение, духовно его обогащающая, способная стать источником прилива свежей энергии, вдохновения и сил. Ведь у жизни есть смысл, есть высшая цель, и все подчинено этой цели.

Рамбам пишет в Мишне Тора (раздел «Законы образа жизни»):

3.5 (2). «Во всех своих поступках, без исключения, человек должен стремиться к одному — приблизиться к Вс-вышнему. И каждое его действие, и отдых, и разговор должны соответствовать этой цели».

3.12. «И даже в момент сна, если человек засыпает с намерением дать отдых телу и душе, чтобы не заболеть, не потерять возможность служить Вс-вышнему — его сон будет служением Вс-вышнему». Эту мысль подчеркивали Учителя, говоря: «Да будут все дела твои посвящены Небесам».

Сон как отдых [↑]

Самым естественным видом отдыха является сон, который абсолютно необходим каждому живому существу, обладающему душой нешама.

Слово нешама образовано от того же корня, что и слово «нешима», то есть «дыхание». Образно говоря, нешама — это система обеспечения циклических процессов, которые, в свою очередь, являются основой силы, необходимой для движения. Ведь любое движение фактически состоит из двух основных, постоянно чередующихся элементов, — усилие и отдых. Отдых, как очевидно, нужен, чтобы набраться сил для следующего шага вперед, а также — чтобы удерживать достигнутую позицию.

Для восстановления физических сил организма Вс-вышний заложил в нас потребность в сне. Рамбам пишет (Законы мнений 4:4), что человеку достаточно спать 8 часов. Не советуется спать днём больше, чем полчаса, (Шульхан Арух, Орах Хаим 4, 16). Есть на это также объяснение и по кабале (Аризаль пишет, что во время дневного сна могут зайти в человека души грешников. Однако, по мнению Аризаля, в субботу это не происходит).

Нам известно, что многие еврейские мудрецы ограничивались гораздо меньшим количеством часов сна и не признавали никаких других видов отдыха, посвящая все время бодрствования изучению Торы, молитве и выполнению заповедей. Мало кто из нас находится на том же духовном уровне, что Виленский Гаон или рав Эльяшив (заца"л). Каждый человек на опыте выясняет, сколько сна ему нужно, чтобы нормально функционировать, и какие виды отдыха ему необходимы, чтобы восстановить затраченные на работе или учебе силы.

Суббота — день отдыха? [↑]

Сказано в Торе (Шмот 23:12): «Шесть дней делай свои дела, а на седьмой день покойся…» Так значит, суббота — это день отдыха? И да, и нет. В какой-то степени, это действительно отдых — если называть отдыхом смену вида деятельности.

В будни человек находится во власти материального, он вертится в непрерывном потоке забот, телефонных звонков и электронных сообщений. В субботу мы прерываем обычную, будничную деятельность и возвышаемся над ней. Материальное отходит на второй план, и мы уделяем больше времени духовности и отношениям с Б-гом: молимся, изучаем Тору, проводим время с семьей.

Суббота — не просто выходной, не просто «уик-энд», когда мы можем развлечься, отключившись от нашей профессиональной деятельности, чтобы, отдохнув душой и телом, с восстановленными силами начать новую напряженную трудовую неделю. Человек, который в субботу «активно отдыхает», занимаясь спортом, разбирая свои бумаги и обсуждая с соседями последние события на бирже, не останавливает потока материальности, властвующего над ним всю неделю, и не реализует духовный потенциал этого святого дня.

В субботу уместно и прогуляться, наслаждаясь видами, и поесть без спешки в приятной компании семьи и друзей, и выспаться или расслабиться на диване — но мы должны помнить, что суть субботы не в «социальном» или «физическом» отдыхе как таковом, а в наполнении духовностью нашего материального мира.

Как отдыхать? [↑]

В таком случае, когда и как человеку отдыхать? На самом деле, жизнь религиозного еврея выстроена таким образом, что «лишнего» времени в ней практически нет. Он занят серьёзной учёбой и работой. Кроме того, у него есть семейные обязанности, друзья и и родственники, и нужно еще время для выполнения заповедей и добрых дел. Проблема религиозного человека не в том, как убить время, а как выкроить время для полноценного отдыха.

Человек умственного труда предпочтет отдохнуть, занимаясь спортом или выращивая цветы. Тот, кто работает физически, находит отдохновение в чтении или в музицировании. Выбирая себе занятие для досуга, стоит посмотреть, как влияет на духовность человека «потребление» тех или иных жанров литературы и искусства. Если они духовно приподнимают — можно читать и слушать их. Если, наоборот, «приземляют», уводят от духовности — от них надо держаться подальше. То же самое касается выбора вида спорта или хобби.

Когда появляется больше времени, например, в каникулы, во время отпуска, можно выехать на природу, на экскурсию. Вавилонский Талмуд (Ктубот 111а) говорит: «Каждому, кто прошел четыре локтя по Земле Израиля, обещан Грядущий мир».

Можно сделать множество шагов по Земле Израиля так, что это будет полезно и увлекательно — и при этом совершенно в духе Торы. В Израиле существуют кошерные пляжи, как на Мертвом море, так и на Средиземном. Вариантов вовсе не мало: и на корабле покататься, и древние синагоги посмотреть, и пещеры сталактитовые, и пешим походом пройтись по ущельям и горам. Такой отдых позволит отвлечься от будничной рутины, набраться сил и впечатлений, чтобы в месяц Элуль, в преддверье Рош а-Шана и Йом Кипура — вернуться к привычной жизни со свежим зарядом энергии.

В наше время существует специальная отрасль заграничного туризма для религиозных евреев. Создаются отдельные группы, которым обеспечивают кошерную еду и условия, позволяющие избежать нарушения законов шаббата. Следует отметить, что, прежде чем принять решение о выезде за границу, непременно нужно посоветоваться с опытным раввином, так как еврейский закон разрешает евреям покидать Страну Израиля лишь при определенных обстоятельствах.

Какой бы вид проведения летнего отпуска мы ни выбрали, мы помним, что от Торы у нас — не бывает отпуска. Студенты ешив и колелей продолжают учиться даже во время каникул. Этот период предоставляет уникальную возможность поучить те аспекты и те книги наших Учителей, которые не включены в общий учебный план. Каждый может поставить перед собой (и детьми) в постижении Торы — совершенно новые, увлекательные задачи, решение которых способно дать толчок в повышении духовного уровня. Ведь на все это в «текучке» учебного заведения обычно не хватает времени.

Главное правило в вопросе отдыха и проведении досуга звучит так: «Хофеш — свобода — неприемлема для еврея, а вот нофеш — отдых — необходим!» И в наших силах сделать так, чтобы наш отдых стал не упразднением Торы (битуль Тора), а укреплением Торы.

Отдых для мира в семье [↑]

Есть еще один аспект отдыха, о котором нельзя не сказать. Мир в доме, то есть «совет да любовь» между мужем и женой, от которого зависит семейное благополучие — зачастую ставится под угрозу только из-за чрезмерной усталости как мужа, так и жены, что ведет к раздражению и ссорам.

Известно, что женщина ответственна за дом и за ту атмосферу, которая царит в этом доме. Женщина должна так сбалансировать свою жизнь, чтобы все потребности — физические (хорошее самочувствие), эмоциональные (общение с друзьями), умственные (работа и учеба, хобби), духовные (верность своим религиозным убеждениям) — занимали свое место и не вторгались в чужие границы.

Каждая женщина сама определяет для себя — что именно поможет ей обрести новые силы ради своей семьи. Некоторые женщины выходя из дома на кружок рисования или танцев, на встречу с подругой или на концерт, поступают абсолютно правильно, если делают это ради дома — это так называемый «уход ради прихода».

Для мира в семье совершенно необходимо, чтобы мама, постоянно занимающаяся важнейшей, но рутинной работой, периодически отдыхала, набиралась сил и вдохновения для самой дорогой вещи в мире Вс-вышнего — Еврейского Дома.

Кроме того, у детей в самом раннем возрасте формируется представление о хозяйке и хозяине дома и о семейных отношениях. Если в квартире идеальная чистота, в доме никогда не переводятся заработанные отцом деньги, но родители измученные, нервные, выясняют отношения при помощи крика и никогда не находят времени на детей — дети это воспримут как норму, этот образ будет запечатлен в их подсознании и повлияет на строительство их собственных семей.

Выводить материалы