Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Не ожесточи сердца твоего и не сожми руки твоей перед нищим братом твоим»Дварим 15:7

Где мы видим, что добро возвращается?

Темы: Награда и наказание, Добрые дела, Самосовершенствование, Берл Набутовский

Отложить Отложено

Добрый день. У меня такой вопрос, а вернее, ситуация. На днях я помогла одному человекy, хотя тем самым я сделала неприятности себе (даже не столько неприятности, как я расстроилась). Но я стараюсь делать добрые дела от чистого сердца. Но на этот раз добро не вернулось ко мне. Я понимаю, что, скорее всего, если я этого не получила, то оно и не нужно. Надеюсь, что вы сможете привести мне пример из Торы или других книг или объяснить, что добро возвращается, и если не сейчас, то позже. Заранее спасибо.

Отвечает рав Берл Набутовский

Прежде всего, надо сказать, что смысл как значительных, так и мелких событий, происходящих с нами, понять в лучшем случае очень трудно. Рамхаль в книге Даас Твунос говорит, что мы можем понять только общие правила, по которым управляется мир, а конкретные проявления действия этих правил понять невозможно.

Всё же иногда Вс-вышний в безграничной милости Своей «приподнимает занавес» и позволяет нам немного заглянуть за кулисы мироздания и понять смысл происходящего.

В Талмуде (в трактате Сойта 8 б и во многих других местах) и во многих других книгах сказано, что один из принципов, по которым Вс-вышний управляет этим миром, это мида кэ-нэгед мида, мера за меру. То есть, с человеком расплачиваются той же монетой, которой он расплачивается с другими. Это касается и хороших поступков, и плохих. Расплата может придти не сразу, иногда через многие годы, как мы увидим из приведённых ниже примеров. Это то, что касается обыкновенных людей. А наши праотцы, смыслом жизни которых было создание и развитие всего еврейского народа, повлияли своими действиями на историю последующих поколений. Те добрые дела, которые они делали, позже вылились в добро, которое Вс-вышний делал всему еврейскому народу. Мне кажется, что, глядя на них, мы можем понять, что наши действия и наше духовное состояние влияет не только на нас, но и на наших детей.

Теперь примеры.

Трактат Сойта 9 б: Мирьям (сестра Мойше) подождала (на берегу Нила, чтобы узнать, что будет с Мойше) некоторое время, как сказано (книга Шмойс 2:4): «И стала сестра его поодаль, чтобы знать, что с ним случится», а весь еврейский народ ждал её целых семь дней, как сказано (Бэмидбар 12:15): «И была заключена Мирьям за пределами стана семь дней, и народ не выступил в путь, пока не была принята (в стан) Мирьям».

Трактат Бава Мециа 86 б: Всё, что Авраам делал сам (для гостей), Вс-вышний сделал Сам для его потомков. Сказано (Брейшис 18:7): «И к скоту побежал Авраам, и взял он тельца, нежного и хорошего», и сказано (Бэмидбар 11:31) «И ветер поднялся от Господа, и нанес перепелов с моря, и рассеял над станом».

Конечно, каждая заповедь и каждое доброе дело, которое мы делаем, имеет огромное значение. То, что мы это не видим и не чувствуем, а порой даже наживаем себе неприятности, когда делаем их, это испытание. Старайтесь не забывать, что Вс-вышний смотрит на каждого еврея как на единственного сына, и каждое доброе дело, которое мы делаем, приносит Ему (так сказать) безграничную радость. Самое большое испытание именно нашему поколению это то, что мы совершенно не ощущаем значимости собственных поступков. Поэтому давайте напоминать друг другу о том, как важно каждое наше действие, и не падать духом!

С уважением, Берл Набутовский

Читайте: Мера за меру

Материалы по теме


Эта заповедь распространяется на каждого мужчину и, согласно Торе, предполагает произведение на свет двух разнополых детей, способных, в свою очередь, к рождению потомства. Однако, как указывают еврейские мудрецы, на этом не следует останавливаться Читать дальше