Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Раввин, который спорил с караимами, и другие истории

Однажды священник, известный как отъявленный антисемит, стал спорить с раввином о вопросах выбора религии.

В качестве главного аргумента он привел такой довод:

— Не зря вы подчинены нам сейчас! Это доказывает, что наша религия лучше, так как в мире лучшее управляет худшим, и добро побеждает зло!

— Все как раз наоборот, — ответил ему рав. — Всевышний наказывает нас мера за меру. Мы променяли Его на идолов, которые хуже Него, и Он передал нас в руки народов, которые хуже нас. Как сказано: «Они разгневали Меня не богом… И Я досажу им не народом…» (Дварим 32,21)

Зоопарк

Один городской голова навестил зоопарк. Проходя мимо клеток со львами, медведями и оленями, он неожиданно вспомнил, что в названиях всех этих животных скрыты еврейские имена. Лев — Арье или Лейб, медведь — Дов или Берл, олень — Цви или Гирш. Следовательно, одним своим присутствием эти звери постоянно напоминают о ненавистных евреях. Он велел немедленно убрать всех «еврейских» животных из городского зоопарка!

И остались там только лошади, ослы да свиньи…

Диспут

Во времена польского короля Понятовского караимы, проживавшие в Речи Посполитой, послали королю письмо, в котором обвиняли евреев во всевозможных грехах. Кроме всего прочего в своем послании они утверждали, что являются истинными евреями, получившими Тору на горе Синай, а, следовательно, единственными носителями настоящих еврейских ценностей, в то время как раввины исказили Тору и настоящий еврейский образ жизни.

Когда главы караимской общины были на приеме у короля, они потребовали устроить публичный диспут между ними и раввинами, в котором каждая из сторон смогла бы доказать, кто прав. Открытая дискуссия позволит, наконец, выяснить, кто является настоящим евреем, считали караимы, чтобы эта проблема была решена раз и навсегда.

Король согласился устроить диспут и даже решил организовать его в своем дворце.

В назначенный день при дворе собрались все министры правительства, видные чиновники и много других известных деятелей Речи Посполитой.

В коридоре уже ждали представители обеих сторон. Со стороны караимов — большая группа караимских мудрецов, а со стороны евреев — только реб Лейб Майтус — известный общественный деятель и мудрец Торы, а также остроумный человек, который за словом в карман не полезет.

Во дворце было принято, чтобы посетители снимали в коридоре свои туфли и входили в зал в специальных тапочках, дабы не повредить дорогой пол в тронном зале. Так поступили и участники диспута. Но если главный караим оставил свои дорожные туфли в коридоре, то реб Лейб захватил их с собой, сунув подмышку.

По специальному сигналу все приглашенные на диспут проследовали в тронный зал и, представ перед королем, отвесили ему глубокий поклон. После этой церемонии дискуссия началась.

Первым начал говорить караим.

— Ваше Величество! — произнес он. — В самом начале я хотел бы доказать насколько наглы и бесстыдны эти так называемые «настоящие евреи». Тогда все поймут, что их нахальства хватило и на искажение наследия, полученного от Б-га! Вот стоит перед Вашим Величеством их представитель, и, смотрите, он настолько бесцеремонен, что держит подмышкой свои ботинки, нисколько не стесняясь Вашего Величества. Это совершенно невероятная наглость! Он сознательно бросает тень подозрения на всех ваших придворных! Как будто кто-то из этих достойных людей способен соблазниться парой поношенных туфель!

— На самом деле, что происходит? — спросил король. — Ты действительно настолько не доверяешь моим царедворцам?

— Не дай Б-г! — поклонился реб Лейб. — Не дай Б-г! Никогда я не позволил бы себе сомневаться в придворных Вашего Величества! Однако не могу скрыть, что у меня возникли сомнения, поскольку находятся здесь не только верные слуги Вашего Величества, но и караимы, которые, я опасаюсь, могут меня обворовать. У нас есть древняя легенда, что в тот час, когда Всевышний обратился к нашему учителю Моше из неопалимой купины и сказал: «Сними обувь свою с ног своих», то Моше, закончив говорить с Творцом, больше не смог найти своих туфель. Они были украдены караимами! С тех пор у нашей общины существует обычай: если мы вынуждены разуваться в присутствии караимов, то держим наши туфли при себе.

— Это наглая ложь! — вскипел представитель караимов. — Это обычная еврейская наглость!

— Сможешь привести доказательства? — спросил король.

— Конечно, конечно! — воскликнул караим. — Это легко доказать! Разве не общеизвестно, что караимская община была образована около тысячи лет назад. Моше же жил около трех тысяч лет тому назад. Получается, что Моше жил за тысячи лет до появления караимов, и они никак не могли украсть у него туфли!

Все присутствующие в зале замолчали. А потом по их лицам пробежали улыбки. Представитель евреев победил в диспуте еще до его начала!

из журнала «Мир Торы», Москва


О порядке и законах проведения пасхального Седера Читать дальше

Седер

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Слово «седер» означает порядок. Пасхальный вечер проводится согласно установленному нашими мудрецами порядку. Надо уделить внимание не только взрослым гостям, но и детям, чтобы они не скучали.

Пасхальная Агада

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Тора заповедала ежегодно рассказывать об Исходе из Египта. Поэтому за праздничным столом мы читаем Пасхальную Агаду — специальный сборник текстов и молитв. Иллюстрированные сборники Агады очень ценятся в мире иудаики.

Смысл пасхального Седера

Рав Носон Шерман

Исход из Египта для нас — событие давней истории. Однако в действительности мы не движемся вперед по прямой линии, оставляя прошлое позади.

Очистка дома перед праздником Песах и проведение Седера

Рав Пинхас Шайнберг

Настоящая брошюра составлена на основе записей, сделанных группой учеников гаона раввина Хаима-Пинхаса Шейнберга, руководителя иешивы Тора-Ор, и представляет собой сборник его ответов на вопросы слушательниц проводимых им лекций.

Наш рассказ в ночь Пасхального седера

Рав Бенцион Зильбер

Чем воспоминание об исходе из Египта в ночь Песаха отличается от воспоминания об этом событии в другие ночи года?

В каждом поколении

Рав Реувен Пятигорский

В каждом поколении есть свой Египет, как физический, так и духовный. И в наши дни есть те, кто хотят поработить нас, подчинив своему образу жизни. Поэтому надо помнить о главной цели Исхода — осознании веры в Творца.

Избранные пасхальные рецепты

Тиква Серветник

Песах, больше чем другие праздники, отражается на кухне. В этот праздник есть строгие ограничения в ассортименте продуктов. Ашкеназские евреи не употребляют в пищу «китниёт» — разновидность круп. При покупке продуктов, нужно обращать внимание как на кашрут на Песах, так и на их наличие в составе. Приятного аппетита.

Канун Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Избранные главы из книги «Книга нашего наследия»