Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Знай же, что уместный дар, — например, милостыня бедным, боящимся Всевышнего, — есть спрятанное сокровище, которое не пропадает, но сохраняется вечно.»Пути праведников. Щедрость

Как правильно носить цицит?

Темы: Цицит, Талит, Яков Шуб

Отложить Отложено

Шалом, рав! Скажите, как правильно носить талит катан. Имеет ли значение, как и на сколько сантиметров выглядывает цицит из-под одежды, или его вообще можно прятать под одежду? И если нет возможности на шахарит одеть талит гадоль, необходимо ли держать в руках и целовать(?) цицит талит катан?

Отвечает рав Яков Шуб

Большое спасибо за интересный вопрос. Здесь — хитросплетение алахи (еврейского закона), каббалы и обычаев разных общин. В общем, ответ на Ваш вопрос следующий: ашкеназские евреи обычно носят цицит под рубашкой, но кисти цицит оставляют снаружи; сефардские евреи обычно носят цицит под рубашкой и кисти также заправляют внутрь; хасидим обычно носят цицит поверх рубашки, иногда сверху надевают жилетку или длинный пиджак.

Теперь кратко коснемся причины этих различий. Шулхан Орух (8:11) пишет, что заповедь талит катан (цицит) выполняется, когда цицит надевают поверх одежды, чтобы постоянно видеть их и чтобы они напоминали о заповедях Вс-вышнего. Так проще всего выполнить заповедь Торы (Бэмидбар 15:39,40): «И будет она (нить тхелет) у Вас в цицит, и, глядя на нее, вы вспомните все заповеди Вс-вышнего и исполните их, и не будете следовать сердцу вашему и очам вашим, которые влекут вас к блудодеянию. Чтобы вы помнили и исполняли все заповеди Мои и были святы Б-гу Вашему». Однако по мнению многих алахических авторитетов достаточно, чтобы только кисти цицит были снаружи, а сам талит катан надевают под рубашку (а-Шло в начале трактата Хулин, Маген Авраам 8:13, Левуш 8:10, Мишна Брура 8:25). Именно таков наиболее распространенный обычай ашкеназских евреев: надевать цицит под рубашку, а кисти оставлять снаружи. Кроме того, Мишна Брура (8:26) настаивает: даже тем, кто живет среди неевреев, следует оставлять кисти цицит снаружи или, хотя бы, засовывать их в карман. Понятно, что если в силу известных причин такой возможности нет, разрешено прятать цицит полностью — даже в этом случае человек выполняет заповедь. Только во время благословения на цицит кисти должны находиться снаружи в течение времени, за которое можно пройти 4 амот — приблизительно 2 метра (Мишна Брура 8:25).

Не существует определенных правил, какой длины должна быть часть цицит, остающаяся снаружи. Обычно стараются, чтобы снаружи оставалась большая часть узлов и нити. Необходимо следить, чтобы 2 кисти были спереди и 2 сзади, так, чтобы человек был «окружен заповедями» со всех сторон (Шулхан Орух 8:4).

По мнению Аризаля (приводится в книге его ученика Рава Хаима Виталя Шаар а-Каванот стр. 7, 2), цицит следует надевать под одежду. Многие считают, что сами кисти также должны быть под одеждой. Именно таков наиболее распространенный обычай сефардских евреев: надевать цицит под одежду и кисти оставлять внутри. В книге Йехавэ Даат (ч. 2:1) рав Овадья Йосеф в подробностях разъясняет этот обычай.

Многие хасидим носят цицит поверх рубашки, а сверху надевают жилетку или длинный пиджак. Так они стараются поступать согласно обоим мнениям: и по Шулхан Оруху — надевать цицит сверху, и по Аризалю — под одежду.

Перейдем к Вашему следующему вопросу. Мицва держать цицит во время чтения Шма относится также и к цицит талит-катана. Обычно держат все 4 кисти. Если нет такой возможности, можно держать 2 передние кисти.

С уважением, Яков Шуб

Читайте: Обязательно ли весь день ходить в талите?

Материалы по теме

Еврейская одежда

А. Фейгин

Репатрианты из России, впервые оказавшись в религиозном районе Иерусалима, Бней-Брака, Цфата или Ашдода, испытывают настоящий культурный шок при виде толпы, одетой в черное, при виде сюртуков и шапок, скроенных по последней моде начала позапрошлого века. Первый вопрос, который задают «русские»: «Почему?!»

Кицур Шульхан Арух 9. Законы цицит

Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»

Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух

Шахарит — утренняя молитва

Неизвестный автор

Молитва шахарит — самое длинное и торжественное из еврейских ежедневных богослужений, в ней, помимо главных частей — молитв «Шма» и «Шмона Эсрэ», содержится множество добавленных в разное время дополнений.

Тхелет. В поисках утраченного

Рав Элияу Тавгер

Р. Элияу Тавгер рассказывает о своём исследовании проблемы изготовления «тхелет».


Еврею — и мужчине, и женщине — необходимо выглядеть и приятно, и скромно. Быть достойным, но при этом не вызывать и не привлекать внимание — непростая задача, возложенная на каждого из нас Читать дальше