Шалом, рав! Скажите, как правильно носить талит катан. Имеет ли значение, как и на сколько сантиметров выглядывает цицит из-под одежды, или его вообще можно прятать под одежду? И если нет возможности на шахарит одеть талит гадоль, необходимо ли держать в руках и целовать(?) цицит талит катан?
Большое спасибо за интересный вопрос. Здесь — хитросплетение алахи (еврейского закона), каббалы и обычаев разных общин. В общем, ответ на Ваш вопрос следующий: ашкеназские евреи обычно носят цицит под рубашкой, но кисти цицит оставляют снаружи; сефардские евреи обычно носят цицит под рубашкой и кисти также заправляют внутрь; хасидим обычно носят цицит поверх рубашки, иногда сверху надевают жилетку или длинный пиджак.
Теперь кратко коснемся причины этих различий. Шулхан Орух (8:11) пишет, что заповедь талит катан (цицит) выполняется, когда цицит надевают поверх одежды, чтобы постоянно видеть их и чтобы они напоминали о заповедях Вс-вышнего. Так проще всего выполнить заповедь Торы (Бэмидбар 15:39,40): «И будет она (нить тхелет) у Вас в цицит, и, глядя на нее, вы вспомните все заповеди Вс-вышнего и исполните их, и не будете следовать сердцу вашему и очам вашим, которые влекут вас к блудодеянию. Чтобы вы помнили и исполняли все заповеди Мои и были святы Б-гу Вашему». Однако по мнению многих алахических авторитетов достаточно, чтобы только кисти цицит были снаружи, а сам талит катан надевают под рубашку (а-Шло в начале трактата Хулин, Маген Авраам 8:13, Левуш 8:10, Мишна Брура 8:25). Именно таков наиболее распространенный обычай ашкеназских евреев: надевать цицит под рубашку, а кисти оставлять снаружи. Кроме того, Мишна Брура (8:26) настаивает: даже тем, кто живет среди неевреев, следует оставлять кисти цицит снаружи или, хотя бы, засовывать их в карман. Понятно, что если в силу известных причин такой возможности нет, разрешено прятать цицит полностью — даже в этом случае человек выполняет заповедь. Только во время благословения на цицит кисти должны находиться снаружи в течение времени, за которое можно пройти 4 амот — приблизительно 2 метра (Мишна Брура 8:25).
Не существует определенных правил, какой длины должна быть часть цицит, остающаяся снаружи. Обычно стараются, чтобы снаружи оставалась большая часть узлов и нити. Необходимо следить, чтобы 2 кисти были спереди и 2 сзади, так, чтобы человек был «окружен заповедями» со всех сторон (Шулхан Орух 8:4).
По мнению Аризаля (приводится в книге его ученика Рава Хаима Виталя Шаар а-Каванот стр. 7, 2), цицит следует надевать под одежду. Многие считают, что сами кисти также должны быть под одеждой. Именно таков наиболее распространенный обычай сефардских евреев: надевать цицит под одежду и кисти оставлять внутри. В книге Йехавэ Даат (ч. 2:1) рав Овадья Йосеф в подробностях разъясняет этот обычай.
Многие хасидим носят цицит поверх рубашки, а сверху надевают жилетку или длинный пиджак. Так они стараются поступать согласно обоим мнениям: и по Шулхан Оруху — надевать цицит сверху, и по Аризалю — под одежду.
Перейдем к Вашему следующему вопросу. Мицва держать цицит во время чтения Шма относится также и к цицит талит-катана. Обычно держат все 4 кисти. Если нет такой возможности, можно держать 2 передние кисти.
С уважением, Яков Шуб
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Исток»
Рав Яков Шуб
Можно носить поменьше?
Рав Бенцион Зильбер
Какими должны быть нити для цицит?
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»
Рав Бенцион Зильбер
Я слышал через «третьи руки», что один раввин высказал сомнение на этот счёт…
Рав Бенцион Зильбер
Кисти цицит «распушаются». Пытаться остановить процесс или бежать за новым талитом?
Неизвестный автор
Молитва шахарит — самое длинное и торжественное из еврейских ежедневных богослужений, в ней, помимо главных частей — молитв «Шма» и «Шмона Эсрэ», содержится множество добавленных в разное время дополнений.
А. Фейгин
Репатрианты из России, впервые оказавшись в религиозном районе Иерусалима, Бней-Брака, Цфата или Ашдода, испытывают настоящий культурный шок при виде толпы, одетой в черное, при виде сюртуков и шапок, скроенных по последней моде начала позапрошлого века. Первый вопрос, который задают «русские»: «Почему?!»
Рав Яков Шуб
Чем кисти цицит похожи на жертвенник в Храме?
Разные авторы
На протяжении всего светлого дня носят талит катан с цицит на нем — так выполняется заповедь цицит . Талит надевают сразу после утреннего омовения рук. Размер талит, необходимый для того, чтобы его можно было назвать одеждой:116 на 58 сантиметров (по другому мнению — 98 на 49).
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Разведчики, которых Моше отправил в землю Ханаанскую, не были рядовыми членами общины. Однако они не справились с возложенной миссией и даже попытались сместить Моше и Аарона.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Рав Ицхак Зильбер о недельной главе Тецаве
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Рав Нахум Шатхин,
из цикла «Книга Нехемии»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Священнические одеяния и их значение.
Рав Реувен Куклин
Что такое Урим вэ-Туммим?
Рав Нахум Шатхин,
из цикла «Книга Нехемии»
Рав Моше Гекрайтер
И как с ними обращаться?
Рав Бенцион Зильбер
Б-г говорит Моше повелеть сынам Израиля принести чистейшего оливкового масла для зажигания светильника «постоянного горения», который Аарон будет зажигать в Святилище, чтобы тот горел «от вечера до утра». Всевышний также дает подробные предписания о семидневной церемонии посвящения в коэны Аарона и его четырех сыновей и об изготовлении Золотого Жертвенника для воскурения благовоний — кторет.