Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Основа основ, фундаментальный принцип мудрости — знание о том, что есть Тот, Кто существует предвечно, и Он — первопричина всего сущего. И всё, что есть в мире — на земле, в небесах и под небом, — обязано своим бытием Его сущности»Рамбам, Мишнэ Тора, Законы об основных принципах Торы 1, 1

Можно ли гадать по руке?

Темы: Гадание, Предсказание, Судьба

Отложить Отложено

Можно ли гадать по руке, правда ли это, что судьба напечатана на линиях ладони, и как это относится по Торе? Заранее спасибо. Анзор Рабинович, Казахстан, Алматы

Отвечает рав Реувен Куклин

Уважаемый Анзор!

Привожу Вам слова рава Шаха в его письме ученику ешивы, который спросил, можно ли гадать по руке:

«Без сомнения запрещено гадать по руке и полагаться на полученные таким образом “сведения”. Ясно сказано в Торе (Дварим 18, 13): “Будь непорочен пред Господом, Б-гом твоим”, и см. комментарий Рамбана (Нахманида) к этому стиху».

Рамбан пишет, что один из смыслов запрета гадания, чтобы мы полагались только на Всевышнего и верили, что Он один посылает всё и только Он знает, что именно случится в будущем; чтобы только от Него мы узнавали о будущем, от Его пророков или Его праведников, т.е. через первосвященников с помощью урим вэ-тумим. Чтобы мы не обращались к звездочётам и им подобным и не думали, что предсказанное ими обязательно исполнится. Наоборот, если мы услышим какое-то их «предсказание», должны сказать: «Всё в руках Небес, потому что Он Б-г всех сил, Стоящий надо всем, Всемогущий, изменяет созвездия и судьбы по воле Своей, не даёт сбыться тому, что предвещают знаменья ложные, и над колдунами посмеётся. И мы верим, что всё произойдёт в соответствии с тем, как человек служит Ему». Из слов Рамбана мы можем сделать два вывода:

  1. Хотя предсказания различных гадателей могут содержать долю истины, они не точны.
  2. Даже если человека на самом деле ожидает в будущем какое-то несчастье, он может избежать его, совершая добрые дела. И, наоборот, если человек будет творить зло, он может навести на себя «незапланированные» беды.

В трактате Шабат (156 б) приводится рассказ о дочери рабби Акивы. Звездочёты предсказали ей, что в день, когда она выйдет в сад, её укусит змея и она умрёт. Вечером, выйдя в сад, она вынула заколку из волос и воткнула в стену. И «случайно» вышло так, что остриё вонзилось между глаз змеи, которая ползла в это время по стене. Утром, когда дочь рабби Акивы вернулась за заколкой, она увидела на стене убитую змею и поняла, что произошло чудо. Сказал ей отец: «Расскажи мне, что ты делала в тот вечер». Ответила она: «Вечером пришёл бедняк, он стучал в ворота домов, чтобы попросить милостыню, но все были заняты трапезой, и никто не слышал его стука. Я взяла то, что ты дал мне на ужин, и подала бедняку». Сказал ей рабби Акива: «Дочь моя, ты исполнила мицву». Основываясь на этом случае, рабби Акива истолковал стих из Мишлей (10, 2): «…добродетель же избавляет от смерти». И в завершение говорит Гемара: отсюда видно, что «нет созвездия у Израиля (не влияют звёзды на народ Израиля) и судьба каждого еврея определяется в соответствии с его делами».

С уважением, Реувен Куклин

Читайте: Можно ли самому производить приворот?

Материалы по теме