Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Можно ли самому производить приворот?

Темы: Запреты, Реувен Куклин, Каббала, Колдовство

Отложить Отложено

Здравствуйте! Можно ли по галахе пользоваться услугами магов, самому производить приворот? Что будет с душой после смерти, если человек обращался к таким людям, как маги, производил привороты сам, и заклинания, которые казались и ему самому смешными, СРАБОТАЛИ, причём на евреях (герах)?! Спасибо!

Отвечает рав Реувен Куклин

Уважаемый…,

Тора говорит: «Да не найдётся у тебя никого, проводящего сына своего или дочь свою через огонь, ни кудесника, ни волхва, ни гадателя, ни чародея» (Дварим 18, 10). Отсюда мы учим, что все виды колдовства запрещены. За большинство видов колдовства, если человек занимался ими умышленно и его предостерегли, сказав, чтобы он не делал этого и что за это полагается наказание, по Торе положена смертная казнь [1] .

За нарушение большинства тех запретов Торы, за которые полагалась бы смертная казнь, если бы человека предостерегли, полагается карет, если его не предостерегли. Но в случае с колдовством карет полагается только за два вида этой деятельности: ведовство и ов (вызывание мёртвых) [2].

Что касается Вашего вопроса — что будет с душой человека, который занимался колдовством или обращался к колдунам, — скажу, что только Всевышний знает [3] , как судить каждого из людей — в соответствии с уровнем, на котором он находится, в соответствии с тем, насколько велико его «дурное стремление» (йецер а-ра), в соответствии с тем, насколько он осознавал тяжесть нарушения, и т.д.

Чтобы ответить на Ваш вопрос, как могло случиться, что колдовство «сработало», да ещё «на евреях» [4] , а также чтобы понять, почему колдовство является настолько тяжким нарушением, приведу Вам краткую выдержку из книги Рамхаля Дэрех а-Шем [5] о сути колдовства.

Возможность повлиять на духовные корни

Прежде всего, следует знать, что каждая материальная вещь имеет духовные корни. И основой существования всех материальных вещей являются именно их духовные корни. Эти корни влияют на материальные вещи, не позволяя им выйти за свой природный предел.

Однако, поскольку человек состоит из двух противоположностей — тела и духа, ему даны были два пути использования материальных вещей — материальный и духовный. «Духовное использование» означает возможность с помощью особых методов повлиять на духовный корень вещи, что повлечёт за собой изменение самой этой материальной вещи. Однако, как материальное использование вещей возможно лишь с помощью определённых способов и в определённых пределах (так, например, резать можно только твёрдым предметом, с лёгкостью можно изменять только форму мягких предметов, и т.д.), так и влияние на духовные корни предметов возможно лишь с помощью определённых способов и в определённых пределах — как их определила Высшая Мудрость.

Средства, с помощью которых человек может повлиять на духовные корни

Мы обязаны всегда помнить, что Всевышний, благословен Он, — корень всего мира, и материального мира в частности, и что Он каждое мгновение оживляет и хранит все миры. И Он постановил, что когда сотворённые Им упомянут Его Имя, к ним придёт от Него просветление и изобилие, как сказано: «…на всяком месте, где Я положу память имени Моего, Я приду к тебе и благословлю тебя» (Шмот 20, 20). Однако каково будет Имя, которое упомянут и которым назовут Всевышнего, таково будет и воздействие (влияние), «привлечённое» упоминанием этого Имени. Любое подобное воздействие включает в себе «влияния» различных видов — святость, чистоту, дух пророчества, а также влияние на материальный мир, с помощью которого часть материальных вещей может выйти за свои природные пределы.

Условия использования Имени Всевышнего

Ясно, что Имена Всевышнего подобны скипетру царя, и не пристало и не следует обычному человеку пользоваться царским скипетром. Об этом сказали наши мудрецы: «Тот, кто пользуется короной, — прейдёт» [тот, кто пользуется короной Царя Царей, Святого, благословен Он, уйдёт из этого мира] (Авот 1, 13). И не разрешено пользоваться этими Именами никому, кроме святых, близких к Нему, благословен Он, и прилепившихся к Нему. Они могут использовать эти Имена, и так будет освящено Его Имя, Благословен Он, и исполнена Его воля, какой бы она ни была. Если же кто-то другой воспользуется Именами Всевышнего, благословен Он, то, хотя и сможет это сделать, если будет действовать по правилам, понесёт тяжкое наказание за своё злоумышление.

Колдовство и бесы

Как известно, Всевышний дал человеку возможность свободного выбора. Поэтому в противоположность уровням святости, на которые человек может подняться, Всевышний дал человеку также возможность достичь различных уровней нечистоты, как сказано в Коэлете: «…и то, и другое сделал Б-г» (7, 14).

И поскольку Он создал для человека путь, на котором можно обрести просветление, постижение и дух святости не через материальную природу, необходимо, чтобы у этого великого блага была противоположность: чтобы человек мог привлекать к себе тьму, и мрак, и дух нечистоты также не через материальную природу. И это — нечистота колдовства и вызывание мёртвых, что запрещено нам Торой.

И суть этого — привлечение, с помощью упоминания имён нечистых, на известных условиях, «влияний» скверны и нечисти. Это — наибольшее удаление от Всевышнего, благословен Он, противоположность «прилепления» к Нему.

И эти воздействия исходят от тех сил зла, которые создал Всевышний, чтобы предоставить человеку свободу выбора [6] . И Всевышний дал им такие имена, упоминая которые можно привлечь нечистоту сверхъестественным путём. Люди, использующие эти имена, смогут производить сверхъестественные действия, подобно египетским жрецам. И с помощью бесов производятся подобные действия, т.к. и им дана способность совершать их — в отведённых для этого пределах.

И в той мере, в какой предоставлена им возможность действовать, постановил Господь, благословен Он, чтобы отступали перед ними законы природы, поддерживающие все объекты в этом мире в их природном состоянии, и все ангелы, проводящие установленные воздействия. И об этом сказали наши мудрецы: «Колдовство (кшафим) — потому что отбрасывает (макхишим) высшее воинство (сонмы ангелов)» (Хулин 7). Но это — лишь в разрешённой мере, не более. И даже в той области, где им дозволено действовать, они могут потерпеть поражение от силы, превосходящей их, и их действия окончатся неудачей по воле Всевышнего, благословен Он.

Нет ничего, кроме Него

Но после всего сказанного нам не следует забывать, что нет в мире никаких независимых сил, но всё, что происходит в мире, — по Его воле происходит. И все законы использования имён или колдовские методы имеют силу, только пока Всевышний, благословен Он, этого желает. Когда же Он не желает, чтобы что-то «сработало», — оно не «сработает». И об этом сказали наши мудрецы: «Нет ничего, кроме Него, — и даже колдовства» (Хулин 7 б).

После этого разъяснения сущности колдовства по Рамхалю, Вас уже не удивит, что колдовские методы иногда могут «работать». Из него же ясно, почему колдовство является столь тяжким нарушением, — оно, как никакое другое действие, отдаляет человека от его Создателя, то есть оно ведёт человека в направлении, противоположном той цели, к которой ему следует стремиться все дни жизни.

 

С уважением, Реувен Куклин

Читайте: Гадание, колдовство, приворот — грех?

 


 

[1] См. Шмот 22, 17.

[2] Мишна Критут (2а) [хотя в мишне ведун не упоминается, на него также распространяется действие этого закона, см. гмару там, 3 б)], Рамбам (Законы о неумышленных нарушениях 1, 4). См. также Сэфер а-Йашар (респонс 65), Мишнэ лэ-мэлех (Законы о неумышленных нарушениях 1, 2).

[3] См. Рамбам (Законы раскаяния 3, 2).

[4] Ваше уточнение, что речь идёт о герах, ничего не добавляет, так как геры являются «абсолютными» евреями во всех отношениях.

[5] Часть 1, раздел 5.

[6] См. Дэрех а-Шем (часть 1, раздел 5).

Материалы по теме


В этой главе говорится о порядке ритуального очищения людей, которых Тора определяет как ритуально нечистых, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым и т.д. Читать дальше

Недельная глава Мецора

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»

Избранные комментарии к недельной главе Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.

Бедность — удар по тем, кто грешит злословием. Мецора

«Оцарот»

В нашей главе описаны виды проказ