Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Все любящие чисто разумное должны всегда проникаться учением наших мудрецов»Рашбам на Берейшит 37, 2

Обидеть – нетрудно, трудно – не обидеть

08 ноября 2013, 13:35

Отложить Отложено

Умение делать мягкое замечание. Почему мягкое? Потому что других замечаний (в адрес других людей) надо остерегаться.

Да и мягкие надо стараться не делать. Ведь мы не любим, когда нам делают замечания, выговоры, когда нас поучают, наставляют – за те якобы проступки, которые мы сделали, когда мы абсолютно ничего плохого не сделали (верно?).

А раз так – то и другим мы не будем произносить без нужды и острой необходимости никаких замечаний, поучений, читать нотации, проповеди, наставления и пр. Почему? Потому что "не делай другому то, чего не хочешь, чтобы делали тебе".

И, тем не менее, без поучений не обойтись. Ибо сама Тора требует, чтобы мы делали замечания.

**

Недельный раздел Вайеце.

Берешит 29:4-5. Сцена, когда пришел Яаков (после сулам-Яаков, где Всевышний дал ему обещание всегда быть с ним и его народом) и увидел, что пастухи с тремя стадами собрались рядом с колодцем, чтобы отвалить от него огромный камень.

Он им сказал: "Мои братья! День еще большой, не пришло время собирать стада (на ночлег). Идите и пасите". И ответили они ему: "Не можем, пока не соберутся все стада".

**

Раши: он так поступил, потому что увидел, что они собирают стада, и решил, что они хотят отвести их домой, потому что закончился день работы. И поскольку они наемные работники, то сказал им, что они еще не отработали свою плату и надо пасти дальше. Отсюда видим, что если человек (особенно, если он уважаемый в Торе, например) видит непорядок, он должен об этом предостеречь людей, чтобы на них не было вины. Поэтому начал свою речь: мои братья!

**

История про великого мудреца, которого звали Мальбим.

Когда он принял рабанут в городе Бухарест, провел общую молитву в первую субботу. А после вечерней трапезы прошел по еврейскому кварталу города и на выходе из него увидел, как один бедный еврей заходит в питейную нееврейскую лавку. Через витрину было видно, как он положил на прилавок несколько медяков и выпил рюмку водки. Это потрясло раввина – ведь этот еврей только что был на молитве!

И решил на утренней драше сказать об этом несколько слов. Но так – чтобы не обидеть того еврея.

Раввин сказал так: сегодня ночью приснился мне сон, будто два ангела подхватили меня за руки и принесли на небо, где в этот момент вершился суд над общиной города Бухарест. Там стояли большие весы. Один ангел положил на правую чашку весов (чаша оправдания) большой мешок денег и сказал, что это цдака, собранная евреями общины. А второй ангел положил на левую чашку весов (чаша осуждения) несколько медных монет. И эти монеты перетянули правую чашку. Я спросил, как такое может быть. Мне сказали, что эти монеты были отданы сегодня в субботу в питейном заведении на рюмку водки. – Но ведь их мало, а справа лежит целый мешок! – Эти монеты были последними в доме того еврея, его семья голодает, а он пропивает последние деньги – и когда? В субботу!

Что теперь будет? – спросил я ангелов. – Ответили: будут большие беды евреям города. – Как их спасти? – И тут один ангел сказал мне на ухо, что надо вернуться в город, взять утром в синагоге ремешок от тфилин, вернуться сюда, незаметно привязать ремешок к правой чашке – и она не опустится. – Но сегодня суббота!! – Да, тогда совсем плохи дела, сказал ангел, и заплакал.

Тут Мальбим заплакал. И с ним заплакали все присутствующие.

– Что нам делать, раби?

– Пусть тот, кто так сделал, исправится – другого выхода нет.

И говорят, тот еврей больше в питейное заведение не ходил даже по будням. Настолько его потрясли слезы всей общины.

**

Это большое умение говорить выговоры – не обижая людей публично.

Ибо есть правило: обидеть – никогда не трудно, но всегда трудно – не обидеть.

**

Тем не менее, желание не обижать людей не освобождает нас от обязанности помогать им не нарушать запреты Торы.

**

Рамбам (часть 7 в "Деот", алаха 7) написал, что делать замечания (тохаха по-еврейски) "надо только наедине, спокойным голосом, приветливыми словами, показывая человеку, что говоришь для его же пользы".

Анецив в книге "Аэмек-Давар" отмечает, что замечание надо делать только в дружеской форме. Учим это из слов Яакова: мои братья. И замечает: только слова, сказанные с любовью, могут быть приняты человеком. Другого пути нет.

**

Умение делать тохаха.

В городе Радин жил один юноша, который нарочно ходил по улицам в субботу и курил на виду у всех. Ему сказали, что пожалуются на него раввину – Хафец-Хаиму. Он сказал нагло: пожалуйста. Его спросили – ты не боишься? Он ответил: нисколько. А если раввин позовет его к себе, не испугаешься к нему пойти? – Он сказал: пойду, потому  что не боюсь я вашего раввина.

И вот позвали его к Хафец-Хаиму. Все видели, как он вошел к нему в дом. Через несколько секунд вышел задумчиво и ушел. С тех пор стал буквально другим человеком.

И никто не знает, что ему сказал Хафец-Хаим. А сам раввин был очень старый, и никто не отважился его спросить. И скоро он умер.

Так рассказал на одной из своих бесед в синагоге в Америке один известный даршан-учитель. И добавил, что дорого бы дал за то, чтобы узнать, что ему сказал Хафец-Хаим.

После этой беседы подошел к нему один пожилой человек и сказал, что он – тот самый юноша.

Тот схватил его за руку: так что он тебе сказал??

Он ответил: ты не поверишь, буквально несколько слов, вернее даже одно.

– Какое слово? – спросил учитель.

– Хафец-Хаим взял мои руки в свои, посмотрел мне в глаза и вдруг заплакал. И сказал только: "суббота, суббота". А его слезы капали мне на руку. И с тех пор я постоянно чувствую, как те слезы жгут мою руку.

**

Умение учить людей, не читая им нотаций, учим у Авраама, нашего праотца. Он молился за людей Сдома, когда Всевышний собрался его уничтожить: "Неужели уничтожишь город, если в его среде есть 50 праведников?"

Сказал "в его среде", "внутри города" – вместо "в городе". Это означает, что спасти город могут только те праведники, которые не живут внутри себя, наедине с самими собой, не влияя на остальных людей, но живут внутри города – вместе с горожанами.

Зачем жить вместе с горожанами? Чтобы говорить с ними, отвращая от плохих поступков. А это можно сделать, только когда говоришь с любовью. Люди видят, что ты их любишь – и исправляются.

Так написал в своей книге раби Залман Сороцкин.

**

Надеюсь, вывесив здесь свой пост – я не сделал вам замечания. Ничего, кроме любви.))

Подробности – на видео-уроке "Мягкое замечание"

Теги: Мусар, Недельный раздел