Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Что делать, если человек, который едет на машине в субботу, спрашивает, как проехать?

Темы: Суббота, Рав Яков Шуб, Упрек

Отложить Отложено

Здравствуйте, уважаемый рав. У меня есть вопрос, касающийся субботней алахи (закона). Ситуация такая — в Израиле в городе в субботу по дороге едет машина, водитель останавливается и спрашивает, как проехать до такой-то улицы, а улица эта находится где-то поблизости в этом районе. Как правильно вести себя в этой ситуации? С уважением, Э.

Отвечает рав Яков Шуб

Уважаемая Э.,

Большое спасибо за Ваш вопрос. Он, как Вы сами понимаете, не очень простой. Ведь, на первый взгляд, получается: что ни скажи, это повлечет за собой проблемы.

Если показать дорогу, получится, что Вы помогаете водителю-еврею нарушать субботу — ехать в субботу на машине.

Если не показать дорогу, то водитель совершит еще больше нарушений, больше времени проведет за рулем в поисках улицы, хотя это уже произойдет не по Вашей вине.

Если Вы скажете, что не знаете, как проехать, получится, что Вы скажете неправду, а водитель продолжит нарушать субботу.

Поэтому такого рода вопросы следует решать ведущим раввинам нашего поколения.

Рав Йегошуа Нойвирт, в своей основополагающей книге о законах субботы «Шмират Шабат ке-Илхата» (29:70) приводит два решения, возможных в этой ситуации:

1. Не говорить неправду (что Вы не знаете, где эта улица), но и не показывать ему дорогу. Следует сказать: «Я не могу показать дорогу». И хотя водитель, скорее всего, поймет эти слова так, как будто Вы не знаете, где эта улица, это не будет нарушением запрета лгать, поскольку на самом деле эти слова означают: я не могу показать дорогу из-за святости субботнего дня.

2. Передают, что Рав Шломо-Залман Ойербах предлагал сказать так: «Запрещено ездить на машине в субботу, т.к. это нарушение субботы, но, поскольку я хочу, чтобы твое нарушение было меньше, я показываю тебе дорогу». В этом случае человек выполняет и заповедь увещевать нарушителя.

Разумеется, если эта поездка связана со спасением человеческой жизни — и даже если существует только возможность того, что жизни человека угрожает опасность, — наша обязанность — показать кратчайший путь.

В заключение приведем рассказ из книги о законах взаимоотношений между людьми «Пути мира и добра» рава Ицхака-Айзека Сильвера, где предложен еще один вариант решения проблемы — безусловно, наиболее успешный.

Как-то раз в субботу рав Моше Штерн (в будущем — машгиах, т.е. духовный руководитель, йешивы Каменец) шел со своим учителем равом Элияу Лупьяном на дневную молитву в йешиву Хеврон. По дороге ехали машины. Лицо рава Лупьяна выразило глубокую боль: «Несчастные, нет никого, кто мог бы объяснить им, насколько это серьезное нарушение. Может быть, вернемся назад? Я не могу смотреть на евреев, моих братьев, которые нарушают Шабат». Раби Моше сказал учителю, что осталось идти совсем немного, и не имеет смысла возвращаться.

В тот момент возле них остановилось такси и водитель спросил, как проехать на улицу Яффо. Рав Элияу расплакался и сказал: «Как я могу ответить тебе, ведь в Шабат запрещено ездить на машине, но, с другой стороны, как я могу отказать ближнему?»

Водитель был поражен. Он вышел из машины, подошел к раву Элияу и сказал: «Раби! Я никогда еще не слышал, как наставляют по-настоящему… Моя мать тоже соблюдает Шабат и все время кричит на меня, когда я все делаю наоборот, но я никогда не видел, чтобы она плакала. А ты — ты действительно желаешь мне добра». Что-то пробудилось в сердце водителя, и он решил оставить свою машину прямо у дороги.

«Я обещаю тебе, что больше не буду ездить на машине в Шабат. Вот тебе ключи от машины, а я приду забрать их после выхода звезд».

Рав Элияу объяснил ему, что эти ключи тоже нельзя носить в Шабат, и лучше их спрятать у обочины. После этого они разговаривали еще целый час. Войдя в йешиву, учитель сразу обратился к ученикам: «Не пытайтесь остановить хилуль Шабат (нарушение Шабата) при помощи насилия. Только любовью можно приблизить других евреев!»

С уважением, Яков Шуб

Материалы по теме

Кицур Шульхан Арух 29. Качества, которые следует человеку воспитать в себе

Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»

Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух

Пути праведников. Стыд

Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»

Глава из классической книги по мусару (этике) — «Орхот цадиким». «Стыд — это великая препона и железная стена, установленная перед всеми преступлениями».

Береги свою речь. Как не слушать лашон-ара?

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Береги свою речь»

Группа сослуживцев увлеченно обсуждает какую-то занимательную тему. Мимо проходит Александр Швицер, который отлично знает, что скорее всего те занимаются злословием. Но любопытство перетягивает. Он подходит к группе, говоря про себя: "Просто интересно послушать, о чем они болтают. Но их сплетням я верить не намерен!"

Святость достигается жизнью среди других людей. Кдошим

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Запрещено красть даже самую маленькую вещь. История о том, как Хафец-Хаим сделал замечание любителю чистоты.


Книга Ваикра, в основном, описывает законы жертвоприношений, служением коэнов и левитов, а также законы святости еврейского народа. Поэтому многие комментаторы называют эту книгу«Торат коаним» — «Тора коэнов». Читать дальше