Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Взгляни, насколько велика сила милостыни, что она пребывает в деснице Всевышнего, как написано: «Полна десница Твоя милостыни» (Теилим 48; 11).»Орхот цадиким. Щедрость

Евреи в царстве Ахашвероша — рабы или не рабы?

Темы: Аман, Ахашверош, Пурим, Мегилат Эстер, Антисемитизм, Рабство, Мальбим, Овадья Климовский

Отложить Отложено

Шалом, уважаемые рабоним, у меня вопрос на комментарий Мальбима. Такая стира (противоречие) получается: во вступлении на первый посук (стих) Малбим говорит о 2 типах царства — «демократическом» и, если позволите, «деспотическом». Ахашверош представляет второй тип, поэтому и хочет легализоваться на троне. Одним из атрибутов такой формы правления Малбим называет личное владение жителями 127 стран, все они его рабы.

Однако на вопрос, почему Аман возненавидел Мордехая и дерех агав (кстати) всех остальных евреев, ответ — «недоразумение»: Аман трактовал игнорирование Мордехая как личную ненависть, тогда как если бы это были религиозные запреты евреев (не кланяться), то это его не тронуло бы. А Мордехай знал, что гзейра (указ) царя распространялась только на а) рабов царя б) сидящих в воротах царя. А поскольку евреи рабами не являлись, то ничего провокационного он не делал, когда не кланялся.

Так рабы или не рабы? И почему вдруг ненависть к остальному народу? Буду крайне рад, если у Вас будет время ответить до Пурима. С уважением, Шрага Яаков

Отвечает рав Овадья Климовский

Шалом, уважаемый Шрага Яаков!

Спасибо за интересный вопрос. Простите великодушно, что ответ задержался, не было никакой возможности ответить раньше.

1. По поводу «рабов». Скорее всего, Мальбим имел в виду две разных категории. В начале Мегилы, когда он говорит о рабах царя, речь идет обо всех подданных. Они являлись рабами в том смысле (как и поясняет сам Мальбим в комментарии), что царь имел право поступать с ними, как ему вздумается, подобно рабовладельцу, который единолично решает, что ему делать со своими рабами. Другое дело — те, кто обязан был кланяться Аману. Если бы имелись в виду все подданные, авторы Мегилы так и написали бы — вышло бы короче. Однако мы видим, что в тексте приводится довольно конкретное определение: «рабы царя, которые во вратах его». Это наводит нас на мысль, что имеются в виду только слуги, приближенные к царю (возможно, современный аналог — «госслужащие», а еще точнее было бы перевести «рабы царя» как «придворные»). Так становится понятным объяснение Мальбима: хоть Мордехай и получил какую-то должность при дворе, он все еще не мог называться «придворным», так как евреи не имели права на получение этого статуса.

2. Вражда Амалека и Израиля уходит корнями в далекое прошлое, а поскольку Аман был потомком Агага, царя амалекитян, нет ничего удивительного в том, что личный конфликт с Мордехаем воспламенил в нем старую ненависть ко всем евреям. Мальбим подчеркивает: Аману объяснили, почему Мордехай отказывается кланяться, что корни этого — в неприятии иудеями идолопоклонства. В гневе царедворец решил, что пришло время покончить как с иудейской религией, так и с ее носителями…

С уважением, Овадья Климовский

Материалы по теме

Мальбим

Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»

...Однажды к нему пришла заплаканная вдова: после смерти кормильца она осталась без средств к существованию. «Знаешь ли ты какое-нибудь ремесло?» — спросил Мальбим. Когда выяснилось, что женщина умеет печь очень вкусные пирожки, которые, по её словам, можно было бы подавать на царский стол, Мальбим предложил ей войти с ним в дело. «Я дам деньги на муку и другие необходимые продукты, — обещал он, — ты будешь печь и продавать пирожки, а Всевышний пошлёт нам своё благословение»...

Да сотрётся имя Амана? Или помнить, что он сделал нам?

Рав Реувен Куклин

Не забудь стереть память...

Как был сформирован еврейский календарь?

Рав Овадья Климовский

Как сложился еврейский календарь?

Недельная глава Беар

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава Беар в основном посвящена владению землей и рабами в Эрец Исраэль, то есть, законам о выкупе земли и еврейских рабов и законам года отдыха земли: шмита и йовель.


Эта недельная глава — самая большая из всех глав Торы. В ней, среди прочего, рассказывается о подсчете семейств левитов и той службе, которую им поручил Всевышний в пустыне. Также глава повествует о заповедях назира (назорея), благословении коэнов, обряде сота и о многом другом. Читать дальше