Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Я устал балансировать между миром верующих и миром «светских»…

Темы: Тшува, Рав Реувен Куклин, Свобода выбора, Суббота

Отложить Отложено

Многие знания — многие печали? 

Когда я приехал в Израиль, я имел весьма смутные представления об иудаизме. И при этом жил себе спокойно, в относительной гармонии с самим собой, людьми и окружающим миром. Работал на любимой работе, дружил с интересными людьми, занимался спортом, посещал концерты, много путешествовал по Израилю и за границей… 

Однажды я попал в очень сложную жизненную ситуацию, из которой мучительно искал выход, но ни друзья, ни врачи-психологи не смогли мне помочь. И тогда я обратился к религии. Разговаривал с верующими людьми, начал читать книги по иудаизму, посещать уроки Торы и Талмуда, накладывать тфиллин, молиться в миньяне. Но как только дело дошло до соблюдения Шабата, начались серьезные проблемы — как личного психологического, семейного, так и социального плана. Сама мысль о том, что придется отказаться от поездок на природу, на море, к друзьям и родственникам повергает меня самого в уныние — ведь других выходных, кроме субботы, у меня нет. Во-вторых, семья встала на дыбы — вожу машину только я. Я уже не говорю о зажигании огня, использовании электроприборов, телевизора и т.д. В результате у меня начался параноидальный страх перед Б-жьим наказанием за осквернение Шабата, а с другой — как моя личная, так и моей семьи неподготовленность к выполнению этой важнейшей мицвы. И эта раздвоенность доводит меня буквально до нервного истощения. Я устал балансировать между миром верующих и миром «светских». И потому очень хотел бы услышать совет, как восстановить душевную гармонию, не вступая в конфликт с самим собой и окружением. 

Отвечает рав Реувен Куклин

Уважаемый…, 

Ваши чувства очень знакомы многим, начинающим свой путь в иудаизме. Об этом состоянии сказано у наших мудрецов (Брахот 61а): «Горе мне от моего йецера (дурного стремление), горе мне от моего Создателя» (Ой ли ми-йицри, ой ли ми-Йоцри). Т.е., с одной стороны, человек боится преступить Закон из страха перед Создателем, с другой — он страдает оттого, что йецер говорит ему: «Посмотри, сколько удовольствий ты упускаешь». 

Однако нам не стоит забывать, что царь Шломо сказал о Торе и её заповедях: «Пути её — пути приятные, и все стези её — мир» (Мишлей 3, 17). Это значит, что Тора приводит человека к «приятности», душевной гармонии и миру (шалом) — душевной целостности. 

Как можно прийти к этому? 

Здесь мы должны обратить внимание на один психологический момент, который является фундаментальным для понимания поведения человека в различных ситуациях — человек никогда не стремится к тому, чего у него нет ни малейшего шанса достичь. И поэтому он никогда не будет сожалеть о том, что не достиг этого. Например, человек никогда не жалеет и у него сердце не болит о том, что не может отправиться на экскурсию по различным галактикам. Потому что он полностью лишён этой возможности. 

Это же относится и к соблюдению мицвот. Человек, достигший ясной веры в Создателя мира, Который «поддерживает» каждое мгновение все сложные законы физического мира и наблюдает за каждым живым существом и за каждым предметом, — такой человек не может поступить иначе, чем повелел ему Творец мира. И если человек так живёт — ему не будет тяжело не смотреть в субботу телевизор, не ездить на море и т.д. 

(Нет необходимости отказываться от друзей, Вы можете пригласить их к себе на субботу. Также нет необходимости полностью отказываться от поездок на природу. Можно, например, снять на субботу циммер в каком-нибудь мошаве или кибуце). 

И члены семьи, когда увидят, что Вы серьёзно приняли решение соблюдать субботу и ничто не может заставить Вас изменить решение, без сомнения, в конце концов, не будут против этого возражать. 

Более того, если человек будет помнить о великой награде за соблюдение субботы, он будет радоваться каждой субботе, которую удостоится соблюсти. 

И это ещё не всё. Если еврей будет так жить, он научится наслаждаться субботой больше, чем любыми другими формами «организации досуга». Потому что в этот день он находится вне бесконечных потоков информации со всех сторон, вне беготни и разъездов, он пребывает в истинном покое, душевной гармонии, которая позволяет ему немного подумать о себе, о Создателе, побыть со своей семьёй. 

Если Вы будете устраивать в шабат прекрасные семейные трапезы, будете спокойны и радостны, внимательны ко всем членам семьи, они тоже, без сомнения, полюбят субботу, и тогда, с помощью Небес, вы все достигнете истинного спокойствия. 

И мы не должны забывать, что, если человек выполняет волю Владыки мира, то невозможно, чтобы это привело его к потере чего-то важного, необходимого — в этом мире или в мире будущем. 

С уважением, Реувен Куклин 

Читайте: Как относиться к старым друзьям? 

Материалы по теме

Что такое Суббота?

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Исток»

Возвращение к Творцу

Рав Михаэль Солганик

Доказательство истинности Торы

Рав Реувен Куклин

Предопределение и свободная воля

Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»

Б-г абсолютен и безупречен во всех смыслах, — это аксиома и один из фундаментальных принципов Торы. Поскольку Он не подвластен времени, Ему известно будущее. Поэтому, если Б-г знает о намерении человека совершить то или иное действие, можно ли говорить, что человек поступает так по свободному выбору? По логике вещей, он вынужден совершить его, поскольку Творец знал об этом действии еще до его осуществления — никакого другого варианта просто нет. Человеку может казаться, что он выбирает между вариантами, но в действительности существует лишь одна возможность и у человека нет никакой свободной воли.


Светится лицо человека, который всегда радостен, от него исходит свет, здорово тело его, и старость не приходит к нему быстро, как сказано: «Радостное сердце освещает мир». Читать дальше