Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Кто уважаем? Тот, кто уважает других, как сказано: “Ибо к тем, кто относится ко Мне с уважением, отнесусь Я с уважением, а те, кто позорит Меня, посрамлены будут”»Пиркей Авот, 4, 1

Обманывать обманщиков - обман?

Темы: Яаков, Обман, Тора и бизнес, Бенцион Зильбер

Отложить Отложено

Не кради! Не лги!
Два подхода.
Начну со второго. Цитата: "Живя у Лавана, отпетого лжеца и мошенника,.. Яков играл по правилам Лавана, чтобы выжить и преуспеть... Таков урок на все времена." Акива Татц, "Маска вселенной".
Первый подход достаточно понятен, описан и прокомментирован. Например, Ефим Свирский, "Свобода и выбор".
Вопрос 1.
Какова требуеммая степень щепетильности в современных условиях диаспоры?
Вопрос 2.
Каков статус вещи, утратившей хозяина?
Вопрос 3.
Каково отношение к вещам, которые становятся нашей собственностью легитимно, но происхождение которых а) неизвестно, б) сомнительно, в) проблематично для выяснения.
Например:
а) Покупка товара на хозяйственном рынке
б) покупка квартиры - неизвестно, как честно она досталась предыдущим хозяевам
Вопрос 4.
В каком объеме мы вправе опираться на собственные ощущения, в каком - на закон, и на какой закон в отношении вышеперечисленного?

М., Беларусь

Отвечает рав Бенцион Зильбер
Уважаемый М.!
 
Не знаю, что имел в виду Акива Татц в своей статье, я её не читал, но мне кажется, подход Торы такой: обманывать обманщика - это ведь тоже обман. Но стараться не быть обманутым - это путь Торы. Например, Яаков, хотя Лаван, пообещав ему Рахель, дал в жёны Лею, работал вторые семь лет так же честно, как и первые. А то, что он вырезал ветки и т.д., было возвращением договора к первоначальным условиям.
 
О Ваших конкретных вопросах. Понятно, что есть ситуации, в которых не надо быть слишком щепетильным, а есть и другие. Есть законы Торы об имуществе. Пишите конкретно, что Вам актуально.
 
С уважением,
Бен-Цион Зильбер

Читайте
Тора и бизнес

Материалы по теме


Эта заповедь распространяется на каждого мужчину и, согласно Торе, предполагает произведение на свет двух разнополых детей, способных, в свою очередь, к рождению потомства. Однако, как указывают еврейские мудрецы, на этом не следует останавливаться Читать дальше