Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Можно ли служить Всевышнему, не выходя из зоны комфорта?

Темы: Йеуда, Йосеф, Предназначение, Яаков, Эйсав, Доверие, Жизнь, Исход из Египта, Самосовершенствование

Отложить Отложено

Добрый день! Вопрос: зачем выходить из зоны комфорта (так советуют все психологи, тренеры, друзья…)? Думаю, Всевышнему служить (в том числе и развиваться во всём) можно не выходя из зоны комфорта, разве нет? N.

Отвечает рав Меир Мучник

Здравствуйте, N.!

Вы задаете очень хороший и важный вопрос.

Действительно, в наше время много говорят о том, что надо выходить из зоны комфорта. Быть готовым начинать что-то новое, хотя и непривычно, и боязно, и еще толком не умеешь, — всё равно дерзай, учись, мол, только так и сможешь развиваться и преуспевать в жизни. Иначе, если будешь только продолжать то, в чем уже чувствуешь себя комфортно, отстанешь, потерпишь неудачу, окажешься в тупике.

Так ли это?

Да и правильно ли вообще пытаться делать именно то, к чему меньше расположен и что, по логике, должно получаться хуже? Не лучше ли развивать те способности, что уже есть?

Если ты музыкальный, учись петь или играть на инструменте, причем, если голос низкий, иди в басы, а не в тенора, и наоборот, и если лучше получается на фортепиано, зачем мучить себя и пытаться играть на скрипке или трубе? А если вообще не музыкальный, не мучь себя и других, а посмотри, может, голова у тебя математическая? Или, может, ты вообще по характеру храбрец и место тебе в полиции или в армии?

Короче, у каждого свои способности, и логика диктует развивать именно их, а не пытаться идти туда, где будет получаться меньше, да и где другие талантливее тебя — и как тебе с ними тягаться?

Зоны колен

На первый взгляд, именно это послание транслирует нам Тора. У нашего праотца Яакова было 12 сыновей, родоначальников 12 колен Израиля, и, созвав их перед смертью, он дал каждому особое благословение, подчеркнув характер и способности каждого (Берешит 49). А также, давая указания о своих похоронах, сказал, как всем разместиться вокруг его гроба, каждому — именно со своей стороны, той, с которой потом Б-г поставит его колено по отношению к Мишкану (переносному Храму) в еврейском стане (Бемидбар 2).

И всё это неслучайно. Например, Йеуда, которого Яаков поместил на востоке, и Йосеф, которого он поместил на западе, действительно в корне различаются характерами и у каждого своя определенная роль. Йосеф — интеллигент, ученый, Йеуда — воин, лидер. Интеллигенция часто недовольна властью, искренне полагая, что она, интеллигенция, «знает лучше» или что она более нравственна, но самой ей у власти лучше не быть, у нее в целом хуже получается.

И так — на протяжении всей истории колен: каждое колено оставалось на своем месте и выполняло свою роль. И даже во время чуда рассечения Красного моря: море не просто расступилось, а в нем образовалось 12 тоннелей, каждый — для одного из колен. Так, чтобы каждое из колен прошло именно через свой тоннель (Раши, комментарий к Тэилим 136:5). Именно в свой иди, а не в чужой!

Как-то слышал красивую мысль:

Мудрецы говорят, что на самом деле эти тоннели провели евреев через море не на противоположный берег, а полукругом на тот же (таким образом заманили в море египтян, чтобы утопить). Но, если было 12 тоннелей и они шли полукругом, получается, что в одних радиус и, соответственно, длина окружности были больше, а в других меньше.

То есть у одних колен этот спасительный путь был короче, а у других длиннее. А ведь с этим переходом через Красное море, ставшим возможным только благодаря чуду, сравнивают и поиск супруги/-а, и каждодневное пропитание. Вот так оно: каждому надо пройти свой путь и не пытаться сравнивать его с путями других. А то кто-то мог бы пожаловаться, что пришлось дольше идти, а другой — что меньше довелось насладиться чудесами, которые сопровождали переход (Авот 5:4).

А теперь — внимание:

Исход из зоны комфорта

Пусть всё сказанное справедливо, но одно объединяет все эти колена: они вышли из Египта и отправились в путь.

Хотя в Египте, пусть они и были рабами, была жизнь, к которой привыкли, и даже некоторые удобства. О которых не раз вспоминали потом в пустыне с ностальгией (Шмот 16:3, Бемидбар 11:5). А иногда даже помышляли вернуться в Египет (там же 14:3-4). Потому что в пустыне действительно многого не хватало.

И большая часть народа, как известно, изначально не захотела туда выходить и умерла во время Казни Тьмой (Раши к Шмот 10:22). А тех, кто готов был выйти, Б-г высоко ценит: «Я помню о благосклонности ко Мне в юности твоей, о любви твоей, когда была ты невестой, как шла ты за Мной по пустыне, по земле незасеянной» (Ирмияу 2:2).

Таким образом, Исход из Египта, ключевой момент истории нашего народа, начало его великого пути, вполне можно рассматривать как выход из зоны комфорта. Из страны, к которой привыкли и где имели определенные блага, — в неизвестность, туда, где, на первый взгляд, гораздо менее комфортно, более опасно и в целом непонятно, что будет. А если бы остались в Египте, то там точно ничего не светило бы.

А ведь Исход из Египта — это не просто событие, произошедшее один раз в древней истории. Как уже не раз говорили, это начало цикла, который принимает разные формы. Например, годовой цикл: ведь неслучайно Исход был весной, и именно тогда надо отмечать Песах — это не просто годовщина Исхода, а очередное проживание его: пробуждение от зимней «спячки», после которого следует лето — трудовой «день», а там и осень — завершение трудового сезона, сбор урожая, подведение итогов, «вечернее» замедление жизненной активности.

Соответственно, пробуждение каждый день — это тоже начало такого цикла. А также всё это — новое рождение и омоложение, начало нового цикла жизни. Как Исход был рождением и началом жизненного пути целого народа — поэтому пророк и говорит о нем на том этапе как о молодой невесте, отправившейся в путь с Мужем.

Итак, вставать каждое утро с постели — это Исход! Да, из зоны комфорта, еще какой! Не хочу-у-у!!! Но надо, иначе, если проваляться в постели весь день, практически его не проживешь, потеряешь, останешься ни с чем.

И все начинания молодости — все разные этапы взросления и развития — это Исходы. Из детсада в школу, оттуда — в ВУЗ, оттуда — на работу. Каждый раз оставляешь то, к чему уже привык и где «как рыба в воде» знаешь, что делать, имеешь статус и т. д., — и переходишь на новое место, где во многом надо начинать всё сначала. И в личной жизни тоже: и женитьба, и рождение детей, и т. д.

А ведь и после того, как вышел на работу, ее, бывает, приходится менять. Или просто куда-то перейти, или карьерный рост. Причем в последнем случае — часто несколько иное занятие. Например, музыканты — пианисты, скрипачи и т. д. — часто становятся дирижерами: та же сфера, но новая деятельность. И так во многих сферах.

Бывает, что и место жительства надо менять. Даже другой район в том же городе — часто практически другой город, всё там другое: и люди, и инфраструктура, ко всему надо заново привыкать, по-другому выстраивать рутину. А иногда люди и страну меняют, эмигрируют. Хотя там, за границей, другой язык, другая культура и менталитет. Исход-то был эмиграцией!

Да, но Исход, как мы сказали, это молодость, а все переезды и смены работы ведь могут быть на любых этапах жизни. Правильно, но в том-то и дело, что на практике каждая такая перемена — это во многом завершение прежней жизни и начало новой. Поэтому людей и пугает новое: они инстинктивно чувствуют, что с прежней жизнью произойдет расставанье — маленькая смерть, и срабатывает инстинкт самосохранения. У одного и того же человека может быть много «мини-жизней», и переход из каждой из них в другую — это Исход.

Значит, всё-таки надо выходить из зоны комфорта? И заглушать тот самый инстинкт самосохранения, если только он не оберегает от буквальной смерти?

Опять внимание:

Исход к своему уделу

Во-первых, евреи не просто так вышли из Египта и ринулись неизвестно куда. Им было обещано: в конечном счете они придут в Землю Израиля. Которая не только лучше Египта, но в которой каждый обретет свой удел. Ведь не только путь для каждого колена сквозь море и по пустыне был свой, но и цель — удел в Земле Израиля — свой.

Так что, хотя многие детали были неизвестны, цель была ясна. Пусть старая жизнь действительно завершалась, но новая вселяла большие надежды и представлялась «прекрасным далеко».

А во-вторых, они вышли не сами по себе, без руля и без ветрил, а согласились пойти за Б-гом и Его представителем Моше, когда им это было предложено. Доверившись после всех великих чудес и спасений.

Теперь, похоже, приходим к какой-то ясности.

У каждого свои способности и свой путь — но при этом каждый жизненный путь может состоять из разных отрезков, «мини-жизней», и переход от одного к другому может быть Исходом. Для которого может потребоваться рывок и выход из зоны комфорта. Как говорят, «прыжок в неизвестность». (Ведь «Песах» — это «скачок»).

Но неспроста тут работает и инстинкт самосохранения: ведь просто так куда-то прыгать бывает опасно. Кто сказал, что там, куда прыгаешь, — именно новый отрезок твоего пути, а не чужой путь? Йосеф должен перепрыгнуть именно на продолжение своего пути, а не на путь Йеуды. Так что тут нужен правильный баланс смелости и осторожности.

Как же знать?

При Исходе, как сказано, народ именно что пошел за Б-гом и Моше, внушившими доверие и указавшими каждому конкретный путь и удел. В наше время открытых чудес и пророков нет, но Б-г продолжает вести нас с помощью скрытых чудес — Провидения. Законы природы и события жизни поворачиваются так, что возникают возможности, приходят в голову идеи, встречаются люди и т. д.

То есть Б-г предоставляет шансы. Которые надо трезво оценить и определить: это возможность Исхода к новому этапу моего пути, под руководством явного посланника Б-га? Или нет, недостаточно обоснованно и надежно, не внушает доверия? Часто человек может оценить сам, логикой или интуитивно, а можно и с другими посоветоваться.

Важно также и откуда хотим уйти. Исход ведь был именно из египетского рабства.

Есть ли тут еще какие-то перспективы? Или уже всё, что мог, тут сделал, и дальнейшее пребывание только томит?

Бывает, что начинает человек новое дело с увлечением, чувствует, что так реализуется, что нашел свой удел — это, получается, его «Земля Обетованная». Но потом может прийти чувство, что надоело, засиделся, «вырос из этого», уже делаю не потому, что интересно и хочу, а потому, что приходится, куда денешься и т. д.

Получается, что труд превратился в «рабский» и «Земля Обетованная» — в «Египет». Значит, не помешает Исход.

Но и он — только когда придет явный знак от Б-га и предстанет перед глазами путь. Иначе даже Египет лучше, чем пустыня.

А так как у людей разные характеры, то и «знак от Б-га» и «видение нового пути» для каждого может быть иным. Кого-то естественным образом тянет на эксперименты, к смене обстановки, у него, может быть, более рисковый, а то и авантюрный характер. У него будет свое чувство того, куда надо идти, и свои «знаки». А кто-то более осторожен по характеру, значит, ему нужны более четкие и внушающие доверие знаки. И Б-г может послать, надо только суметь их распознать.

На путь Эйсава?!

Наконец, бывает, что приходится прыгнуть и встать даже на путь другого человека.

Это можно наблюдать на примере нашего праотца Яакова. Изначально он был «простым, бесхитростным человеком, обитающим в шатрах» Торы, то есть типичным ученым, «ботаником». А его брат Эйсав — «человеком поля, умеющим охотиться» (см. Берешит 25:27 и комментарии). Совершенно другая сфера, для которой нужна не просто сила и храбрость, но и ловкость, и хитрость, которая, по словам мудрецов, у Эйсава была — в отличие от Яакова (Раши Берешит 25:27). Яаков честно исследовал Тору, для этого был нужен аналитический ум, но не хитрость и житейская смекалка.

Однако потом Ривка заставляет Яакова получить у отца благословение, предназначавшееся Эйсаву — хитростью! А когда Яаков впоследствии прибывает в Харан и Рахель высказывает ему свои опасения, что Лаван, ее отец, может его перехитрить, он успокаивает ее так: не волнуйся, меня не проведет, «я ему брат (т. е. равный соперник) в хитрости» (Раши к Берешит 29:12).

Это когда же простой и честный Яаков научился хитрости?

А когда Ривка заставила его таким образом получить благословение, предназначавшееся Эйсаву. Ведь почему Ицхак собирался благословить Эйсава, хотя тот был нечестивцем? Потому что верил, что и способности Эйсава пригодятся в еврейском народе: нужно, чтобы кто-то добывал пищу, охотился, занимался бизнесом, ремеслом и т. д. Да и меч, которым владел Эйсав, не повредит в этом мире. Поэтому Ицхак полагал, что тот будет отвечать за экономику и оборону, а Яаков — за изучение Торы и духовность.

Но Ривка увидела, что Эйсаву слишком понравилось хитрить и проливать кровь, он дал этим качествам доминировать и дошел до крайностей, утратил над ними контроль. Поэтому вместо того, чтобы с помощью этих качеств оборонять евреев от мошенников и врагов, сам уподобился последним. Так что делать нечего, в еврейском народе ему больше не место.

А роль кормильца и защитника придется взять на себя Яакову — то есть стать праотцем не только еврейских мудрецов Торы, но и еврейских бизнесменов и воинов. Как, например, колено Звулуна, которое занялось торговлей и материальной поддержкой ученых колена Иссахара. Поэтому пришлось «перенаправить» благословение, предназначавшееся раньше Эйсаву, на Яакова.

И именно хитростью — чтобы Яаков усвоил это качество и научился его использовать во благо — и так перенял изначальную роль Эйсава. Поэтому Яаков и надел одежду брата, и сказал отцу: «Я Эйсав» (Берешит 27:19). Это была не ложь, он действительно стал Эйсавом — перенял его сущность, в хорошем смысле слова!

Таким образом, пришлось Яакову выйти из своей зоны комфорта и сыграть роль, которая изначально предназначалась вовсе не ему и была ему совершенно чужда. «Ботанику» надо было стать хитрым бизнесменом. Ой, как не хотелось!

Но пришлось — и сделал, когда ему повелела мать, ведомая пророческим духом.

Вот и ответ на наш вопрос. Надо ли Яакову выходить из своей зоны комфорта и становиться на путь Эйсава? Нет, не надо — пока этот путь не укажет Б-г. То есть — представляющая Его Ривка. Или — Моше, если речь идет об исходе из Египта. Или, в нашем случае, — «жизнь».

Да предоставит нам Б-г все возможности — и даст знать, когда и какие выбирать!

С уважением, Меир Мучник

Материалы по теме


Из слов Торы — «Соблюдайте праздник мацы в течение семи дней» — мудрецы Талмуда учат, что в дни Холь аМоэд (полупраздничные дни) запрещено выполнять многие виды работы. Читать дальше