Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Почему многих пугает новое?

Темы: Мировоззрение, Психология, Упование на Всевышнего, Страх, Вера, Рав Меир Мучник

Отложить Отложено

Шалом! Скажите, пожалуйста, как уменьшить стресс по поводу неизвестного? И почему людям свойственно делать покупки в одних и тех же магазинах, общаться с одними и теми же друзьями, пробовать и готовить привычные и известные нам блюда? Почему многих пугает что-то новое? Владимир

Отвечает рав Меир Мучник

Здравствуйте, Владимир!

Вы делаете весьма интересное и важное наблюдение. Попробуем понять, почему многих пугает новое, неизвестность.

Новое пугает — или манит?

Но сначала следует обратить внимание и на противоположный феномен: людям вдруг наскучивает существующее положение вещей и хочется чего-то нового. В тех же сферах, что Вы упомянули: надоела одна и та же еда, хочу разнообразить, попробовать новый рецепт, новый ресторан, новый магазин. Завести новое знакомство.

Причем, во всех этих случаях «новое» далеко не всегда однозначно «лучше старого». Прежняя еда может быть вкуснее или ароматнее новой — а вот надоела, хочу по-другому, поэкспериментировать. По той же логике кому-то может надоесть классика, и он захочет переключиться на поп и рок.

Эти противоположные стремления могут проявляться у одного и того же человека: то он удовлетворен тем, что есть, то ему начинает чего-то не хватать, жаждет перемены. А могут и у разных людей: один в целом предпочитает, чтобы все было в привычном русле, и может чуть ли не всю жизнь прожить в одной квартире или проработать на одном и том же месте — а чего менять, если все хорошо/в порядке/терпимо? А другой постоянно экспериментирует и меняет обстановку, переезжает, переходит на другую работу, каждый раз находя причины для недовольства существующим положением или доводы, почему новое будет лучше. Или просто говорит: скучно ему засиживаться.

Так и на уровне общества: в каждом есть свои реформаторы, которые выступают за преобразования, желая исправить недостатки системы. Даже если все функционирует сносно, все равно можно что-то улучшить, решить какую-то проблему. Ну, или просто сменить декорации и витрины, перекрасить все автобусы в другой цвет, чтобы выглядели «по-новому». А есть и консерваторы, которые опасаются: идеала все равно не будет, а вот испортить можно, даже если решишь одну проблему, вместо нее получишь другую, а то и несколько. В существующем положении вещей есть и немало достоинств, зачем рисковать их потерей? А на перекрашивание, вообще, зачем тратить деньги? В каждом обществе и на каждом этапе истории свой контекст, но всегда найдутся те, кто жаждет перемен, и те, кто их чурается.

А что происходит на практике?

Сохранить нельзя реформировать

На практике наблюдается цикличность. В каждой стране, да и в мире, бывают эпохи стабильности, долгосрочного господства одной системы, одного уклада жизни, одних вкусов в культуре и искусстве. А бывают этапы революционного слома, когда вдруг все меняется, прежняя система рушится, прежние обычаи и культурные установки отвергаются и им на смену приходят новые.

При этом каждый этап может нравиться одним и не нравиться другим. Кому нравится эпоха стабильности, так ее и называет, а кому не нравится, может назвать ее «застоем». Кому-то нравятся реформы и революции, а кому-то не нравятся, и он может назвать их «ломками», «переворотами».

В то же время, что бы люди ни думали, по большому счету цикличность представляется неизбежной, обе фазы. Революционные сломы обычно случаются не просто так, а потому что назрели. Предыдущая система исчерпала себя, прогнила, накопились неразрешимые в ее рамках противоречия. В то же время, если радикальные перемены будут происходить каждый день, жизнь станет невозможной, она может протекать только в каких-то установленных формах, для ее налаживания требуется предсказуемость.

И получается, что нужны оба типа людей: и консерваторы, и новаторы. Если отдать всю власть навсегда консерваторам, то все быстро заморозится и окостенеет. А если реформаторам, то все будет сломано и воцарится перманентный хаос. Поэтому на практике происходит постоянное противостояние этих сил, то одни возьмут верх, то другие, и в целом поддерживается нужный баланс. То поворотом руля немного влево, то немного вправо, а то — более резкими зигзагами. Жизнь, с одной стороны, стабильна и постоянна, с другой, непрерывно меняется.

В жизни каждого человека тоже есть свои эпохи стабильности и перемен. Многие этапы неизбежны. Например, сначала надо учиться в школе — причем в процессе учебы без необходимости лучше школу не менять. Но потом, окончив школу, НАДО ее покинуть и идти в ВУЗ. Хотя это совсем другая жизнь, другой распорядок дня, другие требования, нагрузки и т. д. А потом надо и его окончить и идти работать. Ребенок сначала должен жить и воспитываться в родительском доме, а потом покидать его и начинать самостоятельную жизнь, жениться, заводить детей. Этапы взрослой жизни уже не так четко расписаны, но каждому временами приходится решать, оставлять ли все по-прежнему — место жительства, работу — или что-то менять.

Получается, что и в жизни каждого человека нужны оба стремления. Если бы не «новатор», сидящий в каждом из нас, человек бы захотел на всю жизнь остаться в школе! А то и в детском саду. Или хотя бы на одной работе, даже когда объективно надо ее менять. И не захотел бы покидать родительский дом. И жениться. И заводить детей. Ведь каждый из этих этапов — новая жизнь. Страшно, я такого еще никогда не делал, кто знает, как сложится. А к нынешней жизни я уже привык, знаю, что могу справиться, ну и зачем менять? Поэтому в каждом человеке должен сидеть «новатор», который находит все эти новшества не страшными, а интересными, интригующими, освежающими. Но и «консерватор» тоже: иначе никто бы не окончил толком школу, каждый мотался бы по миру, нигде не оседая, менял бы жен, как перчатки, не довел бы до конца ни одного начатого дела.

Так что человек не может реализоваться и полноценно прожить свою жизнь без обоих стремлений, которые уравновешивают друг друга.

Король умер — да здравствует король!

Попробуем копнуть дальше.

Какими качествами должен обладать человек?

Помимо общепризнанного набора положительных качеств, каждому нужны те, что помогут ему исполнить свою роль в жизни. Ученому нужны одни качества, бизнесмену другие, полицейскому третьи.

А где человек должен жить? Какой распорядок дня соблюдать? Чем питаться? С кем общаться?

Опять же, ответы на эти вопросы часто зависят от роли данного человека. Моряк, дипломат или гастролирующий по всему миру музыкант, который сегодня здесь, а завтра там, не может каждый день спать в одной и той же постели, общаться с одними и теми же людьми. Другим, наоборот, приходится каждый день проделывать один и тот же путь из дома на работу, проводить там целый день, та же семья, те же коллеги.

Так что для разных ролей нужны разные качества, а также в целом разные наборы обстоятельств. Все это — инструменты для выполнения роли. В идеале, если человек правильно определил свою роль, все эти инструменты должны ему подходить: ему должен быть удобен, а то и откровенно нравиться именно такой распорядок дня, такая еда и такие собеседники.

Но ведь в самой жизни бывают разные этапы. На которых человек, получается, играет разные роли. Смена работы, продвижение по службе, женитьба, рождение детей — все это смена ролей.

А смена роли требует и смены инструментов. Надо оставить старые и взять новые. Помимо самого типа деятельности, возможно, придется сменить обстановку, распорядок дня, круг общения.

Но ведь все это — составляющие его жизни. Жизнь — это то, что человек делает, то, что он видит и слышит, то, чем он питается, те, с кем общается. И получается, что при смене роли приходится, в той или иной мере, оставить ту жизнь в прошлом и начать жить новой жизнью. Стать другим человеком.

То есть, по сути… УМЕРЕТЬ.

Чтобы заново РОДИТЬСЯ.

Вот почему мы испытываем страх перед новым — это срабатывает инстинкт самосохранения. Человек чувствует, что любое новшество — даже новая еда или покупка в новом магазине — это потенциально та или иная степень «смерти». «Расставанье — маленькая смерть». Нынешняя жизнь — это все, что я делаю сейчас, все аспекты бытия. Эта работа и эти магазины, и эти собеседники. Отказаться от привычного — значит, в той или иной мере, завершить нынешнюю жизнь и начать какую-то новую.

Но пришло ли время? Ведь любую жизнь прежде, чем окончить, надо прожить до конца. Завершить исполнение той роли. Может быть, помирать нам рановато, есть у нас еще в ЭТОМ доме дела? Да и новая жизнь — кто знает, какой она еще будет? Такой ли приятной будет роль? Справлюсь ли? Выживу?

В этом функция консерватизма в человеке и в обществе: обеспечивать завершенность каждого этапа жизни. Предохранять от преждевременной смены эпох, от преждевременной революционной ломки.

От преждевременной смерти.

А функция новаторства — тоже предохранять от своего рода смерти — задержки своевременного начала новой жизни: тогда уже не перемена, а наоборот, промедление смерти подобно. Ведь новую роль тоже надо сыграть. А чтобы человек все-таки не боялся перемены, он должен также чувствовать, что за «мини-смертью» последует «мини-рождение»: свежесть, новые возможности, «прекрасное далеко».

Так что оба противоположных стремления весьма важны и в совокупности обеспечивают и законченность каждого этапа жизни, и своевременную смену этапов.

С Б-гом навстречу неизвестному

Получается, что стресс по поводу неизвестного — это на самом деле волнение о том, что будет после смерти — самого страшного на свете неизвестного.

Как с этим бороться?

Если не очень принципиально вносить изменения, можно и не бороться. Если нравится еда, зачем обязательно менять меню? Нравится общаться именно с этим человеком — ну и общайтесь на здоровье, старый друг лучше новых двух. В другом магазине дешевле — решайте, что Вам важнее: привычная рутина или такая-то сэкономленная сумма.

А если перемена важна — новая жена, новая работа, новый важный контакт и т. п., — то тут надо внушать себе мысли о свежем ветре, о новых возможностях и перспективах. Стараться увлечься новым делом, обрадоваться новому инструменту, как ребенок новой игрушке. Ух ты, сейчас вот как смогу!

Если же в целом беспокоит, что будет дальше в жизни: ведь будущее даже при стабильности покрыто «мраком неизвестности», то тут надо стараться полагаться на Б-га, Который организовал нашу жизнь и дал каждому из нас определенную роль. Он знает, сколько должен продлиться каждый этап нашей жизни, когда он должен закончиться, и когда должен начаться следующий. Поэтому в нужный момент мы получим от Него — от «жизни» — сигналы о том, что следует изменить курс и поменять роль. А также помощь в переходе от старой жизни к новой: новые инструменты, новое увлечение. А пока не настало время меняться, надо продолжать нынешнее дело, довести его до конца, наслаждаться достоинствами этой роли и всеми ее инструментами.

Самым коренным переломом в истории еврейского народа был Исход из Египта. Из рабства на свободу! Кто может возражать?

И, все же, возражающие нашлись! Мудрецы говорят, четыре пятых народа! А о тех, кто согласился пойти за Моше, Б-г потом сказал: «Я помню о благосклонности ко Мне в юности твоей, о любви твоей, когда ты была невестой, как шла ты за Мной по пустыне, по земле незасеянной» (Ирмияу 2:2). Оставить привычный образ жизни и насиженное место и отправиться в пустыню, в неизвестность, было трудно, даже когда туда вел сам Моше под руководством Б-га. И на разных этапах того пути у некоторых снова и снова возникала мысль: а может быть, все-таки лучше вернуться? В Египте была стабильная жизнь, еда, а здесь в пустыне — опасность, непредсказуемость. Даже когда Б-г явным образом защищает и кормит Небесным хлебом.

Так что по-настоящему непросто сохранять в таких ситуациях спокойствие и уверенно идти вперед. Но можно увлечься и загореться, «влюбиться», как невеста, — это поможет решиться на первый шаг, на смелый рывок. А затем, пройдя ту школу странствия по пустыне под руководством Б-га, усвоить, что на Него можно и нужно полагаться как при стабильном движении, так и на революционных поворотах. Да поможет Он нам и впредь успешно проходить все этапы жизни.

С уважением, Меир Мучник

Материалы по теме


Оглавление

Выбор еврейского имени [↑]

Тора часто сравнивает евреев со звездами (Берешит 15:5). Как звезды светят в ночной тьме, так и евреи должны нести в темный мир свет Торы; как звезды указывают путь странникам, так и евреи призваны показывать путь морали и нравственности. И так же, как звезды хранят секреты будущего, так от действий еврейского народа зависит будущее человечества, приближение окончательного освобождения.

Выбор еврейского имени очень ответственен — имя влияет на судьбу человека. Какие советы по выбору имени дает традиция?

Значение имени [↑]

Выбор имени для еврейского ребенка имеет огромное значение. Наши мудрецы говорят, что имя отражает сущность человека, его характер и судьбу. В Талмуде сказано, что в момент, когда родители нарекают новорожденного, их души посещает пророчество, небесная искра. Но даже при том, что Сам Всевышний дает нам подсказку, многим парам трудно определиться с выбором имени для младенца.

Как же правильно выбрать имя? Почему евреи не называют сына в честь отца? Можно ли назвать мальчика в честь бабушки или объявить его имя до Брит-милы (обрезания)?

Еврейские обычаи [↑]

В имени заложено не только будущее, но и прошлое. Ашкеназы традиционно дают имя в честь умершего родственника. Считается, что между его душой и душой новорожденного образуется некая метафизическая связь. Добрые дела тезки возвышают душу умершего, а хорошие качества предка оберегают и вдохновляют нового обладателя имени [другое объяснение: есть надежда на то, что ребёнок проявит все хорошие качества родственника, в честь которого он назван].

Как быть, если вы хотите назвать ребенка в честь ушедшего родственника, но кто-то из ныне здравствующей родни уже носит это имя? Ответ зависит от степени родства ребенка с потенциальным живым тезкой. Если это близкий родственник (кто-то из родителей, братьев-сестер или дедушек-бабушек), то лучше подыскать другое имя. Если же родственник дальний, то все в порядке.

У сефардов принято давать имя в честь живых, часто в честь дедушки. Это выводится из Талмуда (Шабат 134а), где говорится о ребенке, названном в честь раби Натана при жизни раби Натана.

В еврейском народе принято давать имена праведных людей из ТаНаХа (Тора, Пророки и Писания), например, называть мальчиков в честь праотцев — Авраам, Ицхак или Яаков, в честь еврейских пророков и царей, например, Шауль, Шмуэль, Давид, Шломо, Моше или Аарон, девочек в честь праматерей — Сара, Ривка, Рахель или Лея, или в честь других праведных женщин, о которых говорится в ТаНаХе, например, Двора, Йохевед или Хана.

Ещё есть обычай называть детей в честь великих раввинов и мудрецов Торы, как, например, Исраэль-Меир — в честь Хофец Хаима

Иногда имя выбирают в соответствии с праздником, во время которого родился ребенок. Например, если мальчик появился на свет в Пурим, его называют Мордехаем, а девочку — Эстер. Девочку, рожденную в Шавуот, можно назвать Рут, а детей, родившихся Девятого Ава — Менахем или Нехама.

Есть также обычай давать имена, встречающиеся в разделе Торы той недели, на которую приходится день рождения ребенка.

Как правило, мальчикам дают имя при обрезании на восьмой день, а девочкам — в первый Шабат после рождения, когда достают свиток Торы в синагоге [читайте на сайте материал про Чтение Торы].

Скрытый смысл [↑]

В святом языке имя — не просто набор букв, оно раскрывает сущность его обладателя.

Мидраш (Берешит Рабба 17:4) рассказывает, что первый человек, Адам, дал имена всем живым существам в соответствии с их сутью и предназначением. Предназначение осла, например, нести тяжелый материальный груз. Осел на иврите — «хамор». Это слово имеет тот же корень, что и слово «хомер» — «материя», «вещество».

Это же принцип применим и к людским именам. Лея [жена праотца Яакова. Прим.ред.] назвала своего четвертого сына Иегудой. Это имя — от корня, обозначающего «благодарность», а если в нем переставить буквы, то получится Святое Имя Всевышнего. Так Лея хотела выразить Ему особую благодарность (Берешит 29:35).

Эстер, имя героини Пурима, образовано от корня, обозначающего «сокрытие». Эстер была известна своей красотой, но её скрытая внутренняя красота превосходила внешнюю.

Еще один пример — популярное имя Ари, на иврите «лев». В еврейской литературе со львом сравнивается уверенный в себе, целеустремленный человек, который набрасывается на каждую возможность выполнить заповедь.

Бывают, конечно, и плохие имена. Вряд ли вы захотите назвать сына Нимрод, ведь оно — от корня, означающего «мятеж». Царь Нимрод восстал против Всевышнего, бросив нашего праотца Авраама в горящую печь.

Если вы хотите назвать мальчика в честь женщины, постарайтесь сохранить неизменным максимальное число букв. Например, Браха можно заменить на Барух, а Дина на Дан.

Еще несколько полезных правил [↑]

У многих из нас, кто хочет изменить своё имя на еврейское, возникает дополнительный вопрос — как «увязать» своё нееврейское имя с еврейским?

Некоторые переводят своё имя на иврит дословно — например, «Мила» это «Наоми» на иврите.

Некоторые выбирают ивритское имя по созвучию: Анатолий — Натан, Юрий — Ури, Виктор — Авигдор и т. д.

В любом случае, выбор имени — очень ответственный шаг, имя человека оказывает влияние на его судьбу и качества характера, и мы советуем обращаться с этим вопросом к вашему местному раввину…

Если семья живет за пределами Израиля, постарайтесь дать ребенку такое традиционно еврейское имя, которое также привычно звучит на языке этой страны. Например, Яков или Дина в России, Дэвид или Сара в англоязычных странах. Не следует давать одно, «еврейское», имя «для синагоги», а другое — которым ребенка на самом деле будут называть. Настоящее еврейское имя — хорошее средство против ассимиляции.

Мидраш (Бемидбар Рабба 20:21) рассказывает, что евреи удостоились чудесного освобождения из египетского рабства отчасти и потому, что не переняли египетские обычаи, а продолжали давать детям еврейские имена.

Многие родители не хотят называть ребенка в честь родственника, который умер молодым или неестественной смертью, опасаясь, что несчастья могут «перейти» к новому обладателю имени. Раби Моше Файнштейн дает по этому поводу несколько рекомендаций.

Если человек умер молодым, но своей смертью, и оставил после себя детей, то это не считается плохим знаком, и ребенка можно назвать в его честь. Пророк Шмуэль и царь Шломо умерли в возрасте 52 лет, и их имена всегда были и остаются популярными в нашем народе, т.е. это уже не считается, что человек умер в молодости.

Если же человек умер от неестественных причин, то раби Файнштейн рекомендует немного изменить имя. Например, евреи называют сыновей именем Йешайа в честь пророка Йешаягу, который был убит.

Раби Яков Каменецкий считает, что переход от «молодости» к «старости» происходит в 60 лет. В Талмуде (Моэд Катан 28а) рассказывается, что когда раби Йосефу исполнилось 60 лет, он устроил празднование по случаю начала долголетия.

Вопреки распространенному мнению, не запрещается объявлять имя новорожденного до обрезания, хотя многие так не делают. В полной мере, однако, мальчик получает душу только во время Брит-милы, и поэтому в метафизическом смысле до этого момента не имеет имени. Это выводят из того, что Всевышний дал новое имя нашему праотцу Аврааму после Брит-милы, когда тот был в возрасте 99 лет (Зоар — Лех-Леха 93а, Таамей Минхагим 929).

Все звезды именами называет… [↑]

Царь Давид писал: «…Исчисляет количество звезд, всех их именами называет» (Теилим 147:4). С древних времен звезды завораживали людей. Они «намекают» на секреты мироздания и тайны будущего. Они указывают путь странникам, озадачивают астрономов и вдохновляют исследователей. В бескрайнем темном небе они кажутся совсем маленькими, а их количество не поддается исчислению; но все они значимы в глазах Всевышнего. «Всех их именами называет». У каждой звезды — свое особое предназначение, и все они разные, не похожи друг на друга.

Тора часто сравнивает евреев со звездами (Берешит 15:5). Как звезды светят в ночной тьме, так и евреи должны нести в темный мир свет Торы; как звезды указывают путь странникам, так и евреи призваны показывать путь морали и нравственности.

И так же, как звезды хранят секреты будущего, так от действий еврейского народа зависит будущее человечества, приближение окончательного освобождения.

Звезды выглядят крошечными точками в бескрайнем ночном небе, а наш народ кажется маленьким и незначительным среди миллиардов людей на земном шаре. Всевышний дает имя каждой звезде потому, что все они важны для Него и дороги Ему, и точно так же Он участвует в наречении имени каждому еврейскому ребенку. У каждого еврея свое предназначение, мицва (заповедь), к которой он имеет особый дар, и каждый из нас излучает свой неповторимый свет.

В конце времен любовь Всевышнего к Своим детям не будет вызывать сомнений. После Девятого Ава мы всегда читаем: «Поднимите глаза ваши в высоту небес и посмотрите: Кто сотворил их? Тот, кто выводит воинство их счетом, всех их именами называет Он; от Великого могуществом и Мощного силой никто не скроется» (Йешаягу 40:26).

В конце времен все евреи вернутся в Иерусалим («никто не скроется»). Всевышний сочтет всех и даст каждому имя.

Порядок наречения имени [↑]

Итак, имя мальчику дают во время его обрезания.

У ашкеназских евреев, как указано выше, принято давать новорожденному имя покойного члена семьи, например, дедушки, дяди и т.д. — как бы увековечивая память об умершем. У сефардов, наоборот, имя ребенку дают в честь живущих.

Если родилась девочка, то ее имя в первый раз произносится над свитком Торы, к чтению которой вызывают ее отца.

После того как отрывок Торы прочитан, среди прочих благословений читаются два особых отрывка «Ми Шеберах» — за здоровье роженицы (жены вызванного к Торе) и новорожденного ребенка.

Если родился мальчик и он еще не обрезан — при чтении молитвы о его здоровье имени не называют. Если родилась девочка, то в этот момент она и получает свое имя.

Роженица благодарит Всевышнего за успешные роды и произносит благословение «аГомель»:

«Благословен Ты, Всевышний… за то что воздал мне добром».

Делается это в присутствии группы взрослых мужчин-евреев числом не менее десяти (см. материал про Миньян евреев).

Во время обрезания «аГомель» читается перед приглашенными на церемонию. Если же родилась девочка, то собирают специальный миньян мужчин в доме, или мать посещает синагогу в тот день, когда муж над свитком дает имя девочке. Отвечают на ее благословение женщины, присутствующие в женской части зала.

Отвечают на «аГомель» так:

«Амен. Кто воздал тебе добром, Тот и впредь будет воздавать тебе добром!»

Текст на иврите приведен в сидуре — сборнике еврейских молитв (см. «Чтение Торы»).

Читать дальше