Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Законоучитель и исследователь Талмуда. Родился в галицийском городе Броды.

Раби Цви-Гирш бар Меир Хайот (Маариц Хайот; 5567-5616 /1806-1855/ гг.) — законоучитель и исследователь Талмуда.

Родился в галицийском городе Броды.

Его отец, состоятельный банкир, обучил его иностранным языкам: немецкому, французскому и итальянскому. Благодаря этому юный Цви-Гирш приобрел обширные познания в естествознании и философии (Сарей амеа 2:38).

Изучал Тору под руководством выдающегося законоучителя из Брод р. Эфраима-Залмана Маргалиота. В 5588 /1828/ году р. Маргалиот посвятил его в раввинское звание.

В 5589 /1829/ году, в возрасте двадцати двух лет, р. Цви-Гирш стал раввином городка Золочева.

Спустя год р. Цви-Гирш, привыкший с детства к достатку, попросил повысить свое грошовое раввинское жалование. Богач, возглавлявший совет общины, выразил удивление: «Я поражаюсь, что такой выдающийся знаток Торы стремится к наслаждениям этого мира, как любой из нас!» «А что вы думали, — отреагировал р. Цви-Гирш, — Всевышний создал наслаждения этого мира только для неучей и невежд?!» (Сарей амеа, там же).

В Золочеве р. Хайот написал ряд значительных сочинений, посвященных передаче и последующей фиксации еврейской устной традиции. В книгах Атерет Цви («Корона Цви») и Маво аТалмуд («Введение в Талмуд») он исследовал структурные принципы построения Мишны и Талмуда. В книге Даркей ораа («Методы обучения закону») он рассматривал проблемы, связанные с правом мудрецов вносить поправки и изменения в действующие законодательные нормы.

В 5615 /1855/ году р. Хайот возглавил общину польского города Калиша, где его предшественниками на раввинском троне были такие выдающиеся законоучителя, как р. Авраам Гомбинер (Маген Авраам) и р. Элияу Раголер (Яд Элияу).

Р. Цви-Гирш Хайот умер в Калише тридцатого Тишрея 5616 /1855/ года.

Его произведения последних лет были объединены в сборник Шеэлот ветшувот Маариц Хайот («Вопросы и ответы нашего наставника р. Цви Хайота»). В первой части этой книги собраны его респонсы, связанные с вопросом о возможности возобновить жертвоприношения на Храмовой горе в Йерусалиме. Во вторую часть книги включены исследования, посвященные притчам и аллегориям Талмуда. В третьей части собраны его остроумные полемические статьи, направленные против немецких и австрийских «реформаторов веры».

С разрешения издательства Швут Ами


Эта глава начинается с заповеди жертвовать половину шекеля. Примечательно,что эту главу часто читают перед Пуримом, и как раз перед Пуримом и выполняется данная заповедь. Другая половина главы посвящена описанию греха золотого тельца и тому Великому прощению, которое оказал нам Творец. Читать дальше

Недельная глава Ки Тиса

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»

«Ки тиса» («Когда будешь вести счет»). ДОЛГО ЛИ УСИДИШЬ НА ДВУХ СТУЛЬЯХ?

Рав Бенцион Зильбер

Всевышний предписывает Моше определить число сынов Израиля («Когда будешь вести счет…») с помощью полушекеля, который внесет каждый из них на строительство Мишкана (переносного Храма). В такой форме евреям была дана заповедь приносить пожертвование на нужды Храма размером в полушекель. С этого приношения началось строительство Мишкана. В отсутствие Моше (он, как вы помните, сорок дней и ночей находился на горе Синай) евреи изготовили золотого тельца, поклонились ему и принесли жертвы. Моше спускается с горы с двумя скрижалями, видит это и разбивает скрижали. Сорок дней молится Моше, чтобы евреи не были истреблены в пустыне за этот грех. Б-г прощает евреев. Афтара к главе «Ки тиса» – отрывок из первой Книги царей (Млахим I, 18:1-39). (Напоминаем: афтара – отрывок из Пророков, который читают в синагоге по субботам после чтения недельной главы.) Этот отрывок рассказывает о временах царя Ахава, правившего северным – Израильским – царством, где проживали десять колен Израиля (два колена населяли южное царство – Иудею; раскол единого царства произошел после смерти царя Шломо). Ахав и его подданные поклонялись идолам, нарушая этим вторую из Десяти заповедей, запрещающую поклонение любым божествам, кроме Единого Б-га. Тема афтары связана с темой поклонения золотому тельцу в недельной главе.

Ки Тиса. вопросы и ответы

Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»

Вопросы и ответы по недельной главе

Золотой телец

Рав Шимшон Рефаэль Гирш

Почему Аарон выбрал фигуру тельца?