Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Рав Александр Кац, Биографии раввинов, Комментарии
Раби Цви-Гирш бар Меир Хайот (Маариц Хайот; 5567-5616 /1806-1855/ гг.) — законоучитель и исследователь Талмуда.
Родился в галицийском городе Броды.
Его отец, состоятельный банкир, обучил его иностранным языкам: немецкому, французскому и итальянскому. Благодаря этому юный Цви-Гирш приобрел обширные познания в естествознании и философии (Сарей амеа 2:38).
Изучал Тору под руководством выдающегося законоучителя из Брод р. Эфраима-Залмана Маргалиота. В 5588 /1828/ году р. Маргалиот посвятил его в раввинское звание.
В 5589 /1829/ году, в возрасте двадцати двух лет, р. Цви-Гирш стал раввином городка Золочева.
Спустя год р. Цви-Гирш, привыкший с детства к достатку, попросил повысить свое грошовое раввинское жалование. Богач, возглавлявший совет общины, выразил удивление: «Я поражаюсь, что такой выдающийся знаток Торы стремится к наслаждениям этого мира, как любой из нас!» «А что вы думали, — отреагировал р. Цви-Гирш, — Всевышний создал наслаждения этого мира только для неучей и невежд?!» (Сарей амеа, там же).
В Золочеве р. Хайот написал ряд значительных сочинений, посвященных передаче и последующей фиксации еврейской устной традиции. В книгах Атерет Цви («Корона Цви») и Маво аТалмуд («Введение в Талмуд») он исследовал структурные принципы построения Мишны и Талмуда. В книге Даркей ораа («Методы обучения закону») он рассматривал проблемы, связанные с правом мудрецов вносить поправки и изменения в действующие законодательные нормы.
В 5615 /1855/ году р. Хайот возглавил общину польского города Калиша, где его предшественниками на раввинском троне были такие выдающиеся законоучителя, как р. Авраам Гомбинер (Маген Авраам) и р. Элияу Раголер (Яд Элияу).
Р. Цви-Гирш Хайот умер в Калише тридцатого Тишрея 5616 /1855/ года.
Его произведения последних лет были объединены в сборник Шеэлот ветшувот Маариц Хайот («Вопросы и ответы нашего наставника р. Цви Хайота»). В первой части этой книги собраны его респонсы, связанные с вопросом о возможности возобновить жертвоприношения на Храмовой горе в Йерусалиме. Во вторую часть книги включены исследования, посвященные притчам и аллегориям Талмуда. В третьей части собраны его остроумные полемические статьи, направленные против немецких и австрийских «реформаторов веры».
С разрешения издательства Швут Ами
Рав Ефим Свирский,
из цикла «Десять заповедей»
Это всё должно было быть моим, но по недоразумению досталось ему...
Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Дерех эрец»
Избранные главы из книги рава Шауля Вагшала «Будьте добры!»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Йохевед и Пуа рисковали жизнью, нарушая приказ фараона убивать еврейских младенцев. Кто спас одного человека — как будто спас весь мир.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника "Тора на все времена"
Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»
Зависть проистекает от несовершенства души.
Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»
Запрет «не возжелай» является абсолютным. Его невозможно обойти никаким образом, даже при помощи посредника, который бы убедил вторую сторону продать понравившуюся вещь.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Корах пытался поднять бунт. Он опирался на галахические вопросы, чтобы отнять власть у Моше, избранного Б-гом лидера.
Раби Хаим Виталь,
из цикла «Врата святости»
Сам Моше, учитель всех пророков в Торе, заповедях и трепете перед небесами, прославлялся именно смирением, как сказано (Бемидбар 12:3): «А Моше — человек очень скромный».
Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Дерех эрец»
Избранные главы из книги рава Шауля Вагшала «Будьте добры!»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Мы должны очень внимательно относиться к родителям и оказывать им почет и уважение. Правила, установленные Галахой.
Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»
«Не ненавидь брата своего в сердце своем»
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы