Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Законоучитель и исследователь Талмуда. Родился в галицийском городе Броды.

Раби Цви-Гирш бар Меир Хайот (Маариц Хайот; 5567-5616 /1806-1855/ гг.) — законоучитель и исследователь Талмуда.

Родился в галицийском городе Броды.

Его отец, состоятельный банкир, обучил его иностранным языкам: немецкому, французскому и итальянскому. Благодаря этому юный Цви-Гирш приобрел обширные познания в естествознании и философии (Сарей амеа 2:38).

Изучал Тору под руководством выдающегося законоучителя из Брод р. Эфраима-Залмана Маргалиота. В 5588 /1828/ году р. Маргалиот посвятил его в раввинское звание.

В 5589 /1829/ году, в возрасте двадцати двух лет, р. Цви-Гирш стал раввином городка Золочева.

Спустя год р. Цви-Гирш, привыкший с детства к достатку, попросил повысить свое грошовое раввинское жалование. Богач, возглавлявший совет общины, выразил удивление: «Я поражаюсь, что такой выдающийся знаток Торы стремится к наслаждениям этого мира, как любой из нас!» «А что вы думали, — отреагировал р. Цви-Гирш, — Всевышний создал наслаждения этого мира только для неучей и невежд?!» (Сарей амеа, там же).

В Золочеве р. Хайот написал ряд значительных сочинений, посвященных передаче и последующей фиксации еврейской устной традиции. В книгах Атерет Цви («Корона Цви») и Маво аТалмуд («Введение в Талмуд») он исследовал структурные принципы построения Мишны и Талмуда. В книге Даркей ораа («Методы обучения закону») он рассматривал проблемы, связанные с правом мудрецов вносить поправки и изменения в действующие законодательные нормы.

В 5615 /1855/ году р. Хайот возглавил общину польского города Калиша, где его предшественниками на раввинском троне были такие выдающиеся законоучителя, как р. Авраам Гомбинер (Маген Авраам) и р. Элияу Раголер (Яд Элияу).

Р. Цви-Гирш Хайот умер в Калише тридцатого Тишрея 5616 /1855/ года.

Его произведения последних лет были объединены в сборник Шеэлот ветшувот Маариц Хайот («Вопросы и ответы нашего наставника р. Цви Хайота»). В первой части этой книги собраны его респонсы, связанные с вопросом о возможности возобновить жертвоприношения на Храмовой горе в Йерусалиме. Во вторую часть книги включены исследования, посвященные притчам и аллегориям Талмуда. В третьей части собраны его остроумные полемические статьи, направленные против немецких и австрийских «реформаторов веры».

С разрешения издательства Швут Ами


В Суккот среди евреев принято проявлять особенное гостеприимство: Б-гобоязненный человек позаботится, чтобы за столом в его сукке каждый день сидел бедняк; он будет относиться к нему так, словно это один из праотцов, и подаст ему лучшие блюда. Ведь в наших книгах написано, что кроме гостей земных, каждый день праздника Суккот к нам в сукку приходят и небесные гости-ушпизин. Читать дальше