Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
По отцовской линии происходил от знаменитого раввина Праги и Познани р. Мордехая Яфе (Бааль Алевушим)

Раби Элияу бар Яаков Раголер (5554-5610 /1794-1850/ гг.) — выдающийся законоучитель и кабалист.

По отцовской линии происходил от знаменитого раввина Праги и Познани р. Мордехая Яфе (Бааль Алевушим), а по материнской — от прославленного краковского мудреца р. Натана-Неты Шапиро (см.), автора кабалистического трактата Мегале амукот (Открывающий глубины).

Изучал Тору у отца. Полтора года учился в воложинской ешиве под руководством р. Хаима из Воложина. Обладая уникальной работоспособностью и редчайшей памятью, приобрел обширные познания в талмудической и законодательной литературе, а также в области кабалы.

Предание рассказывает, что р. Элияу прибыл в Воложин, рассчитывая получить от р. Хаима сокровенное учение, воспринятое им от Виленского Гаона. Р. Хаим откликнулся на его просьбу — он назначил определенные часы, в которые они вдвоем занимались в отдельной комнате. Однако эти беседы вскоре разочаровали ученика: вместо ожидаемых кабалистических тайн, р. Хаим рассказывал ему бесчисленные житейские случаи и притчи, смысл которых от ученика ускользал. В конце концов р. Элияу решил, что он попросту теряет время, которое мог бы использовать для занятий Торой, — несмотря на настойчивые уговоры наставника, он покинул Воложин (Толдот Элияус. 19; Сарей амеа 3:7).

Поставленный перед необходимостью содержать семью, р. Элияу принял на себя раввинскую должность: первоначально он возглавил крошечную общину литовского местечка Шат, расположенного возле г. Кейданы (Кедайняй). В 5581 /1821/ году, в возрасте двадцати семи лет, он стал главным раввином г. Раголы (от названия этого города и образовалось фамильное прозвище «Раголер», под которым р. Элияу вошел в историю еврейской мысли).

Молодой раввин прославился своим гостеприимством и щедрой благотворительностью. Двери его дома не запирались — любой странник, посещавший Раголу, находил у него угощение и ночлег. Каждый вечер перед сном, р. Элияу объявлял бесхозным все принадлежащее ему имущество, чтобы никто из гостей, среди которых попадались очень подозрительные бродяги, не оказался виновным в воровстве (Сарей амеа 2:38).

В последующие годы р. Элияу возглавлял общину и ешиву Слободки, еврейского пригорода Ковно (Каунаса), а с 5600 /1840/ года и до конца жизни был раввином польского города Калиша.

Р. Элияу Раголера называли «живой талмудической энциклопедией». По свидетельству его учеников, за свою жизнь он успел углубленно проучить весь Талмуд около пятисот раз. Он использовал для занятий каждое свободное мгновение: за краткий отрезок времени, который требуется для того, чтобы снять ручной и головной тфилин после молитвы, р. Элияу успевал повторить по памяти до сорока страниц сложнейшего талмудического текста.

Следуя педагогической концепции Виленского Гаона, р. Элияу Раголер утверждал, что основой любых достижений в изучении Торы является совершенное знание Пятикнижия.

«Я очень прошу, — писал он своему зятю, — чтобы ты изо дня в день изучал соответствующий раздел Пятикнижия, и именно с простым комментарием Раши, без дополнительных толкований, в сердечной простоте, чтобы ясно понимать, как Раши объясняет прямой смысл стихов. И также установи себе определенную норму, которую бы ты ежедневно изучал в Книгах Пророков и в Писании, и повторяй все изученное не менее пяти раз. Ведь фундамент подлинных достижений заключается именно в приобретении эрудиции в стихах Танаха. …Знание стихов помогает запомнить относящиеся к ним толкования мудрецов, составляющие Талмуд. …И счастлив тот, кто основательно изучил Пятикнижие в самом начале своего пути, еще до того, как добрался до занятий Талмудом» (Толдот Элияу с. 16).

Особое внимание в своей раввинской практике р. Раголер уделял сохранению еврейских обычаев и традиций, в которых он видел прямое выражение Б-жественной воли.

«Если обычай принят всем еврейским народом, — объяснял он, — это явный признак того, что такой обычай возник в результате пророческого откровения, внушенного свыше всему народу. …Ведь если евреи стремятся поступать по воле Небес, Б-г Сам указывает им верный путь, вкладывая в их сердца интуитивное понимание» (Яд Элияу, Псак 25).

В течение многих лет р. Элияу Раголер изучал кабалистичекие труды Виленского Гаона.

В возрасте пятидесяти пяти лет р. Элияу тяжело заболел.

Он был убежден: болезнь пришла к нему в качестве наказания за то, что он в юности пренебрег уроками кабалы, которые давал ему р. Хаим из Воложина. В конце своих дней он понял, что «каждое слово р. Хаима было великим ключом к истинной мудрости кабалы» (Толдот Элияу с. 19).

Р. Элияу Раголер умер десятого хешвана 5610 /1850/ года.

Похоронен рядом с могилой выдающегося законоучителя р. Авраама Гомбинера, написавшего в Калише свою знаменитую книгу Маген Авраам, — место рядом с его могилой пустовало на протяжении почти двух веков.

Аналитические заметки к Талмуду, принадлежащие перу р. Элияу Раголера, а также его респонсы и законадательные решения (псаки), собраны в книгу Яд Элияу (Рука Элияу).

Около тридцати пяти рукописных книг, в том числе и его многочисленные исследования в области кабалы, еще не изданы.


Место евреев уникально среди народов, и наши политические концепции, основанные на Торе, также уникальны. В государстве, основанном на Торе, Закон превыше всего. Хотя многие истинно религиозные евреи сегодня стараются отдалиться от участия в политике, наличие в Израиле религиозных партий демонстрирует всем, насколько велико в стране число «евреев за Б-га» Читать дальше

Перед приходом Машиаха

Рав Эльхонон-Буним Вассерман,
из цикла «Перед приходом Машиаха»

Очерк "Перед приходом Машиаха", излагающий мнение Торы по политическим и социальным процессам современности. Был написан на идише в 1937 году и опубликован в начале 1939 года. Он был сразу же переведен на иврит, а впоследствии - и на многие другие языки

Об антисемитизме

Рав Моше Пантелят

Поколения приходят, поколения уходят, а антисемитизм остается, явление почти столь же древнее, как и сам еврейский народ, явление столь же любопытное и столь же удивительное, как и само существование еврейского народа. В древности и в средние века антисемитизм выступал, в основном, как проявление религиозной нетерпимости, в особенности это бросалось в глаза в европейских христианских странах.

«Эль-Аль» и святость шаббата

Йегуда Авнер

Выборы в Израиле и Хафец Хаим

Хафец Хаим

Как известно, Толдот Йешурун и наш сайт не занимаются политикой, но мы не можем остаться в стороне от выборов, которые состоятся в Израиле через несколько дней. В связи с этим публикуем письмо крупнейшего раввина последнего века, создателя алахического кодекса законов «Мишна Брура», принятого всеми религиозными евреями, — раби Исраэля-Меира аКоэна из Радина. Дай Б-г, чтобы выборы в Израиле приблизили наш народ к избавлению. Нам представляется, что голосование — это личное дело каждого, а те, у кого есть вопросы, пусть спрашивают у своих раввинов.