Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Гордыня, Мудрость, Рав Александр Кац
Раби Эфраим-Залман бар Менахем Маргалиот (Мате Эфраим; 5522-5588 /1762-1828/ гг.) — авторитетный законоучитель. Прямой потомок Раши.
Родился в галицейском городе Броды.
В годы молодости был раввином в городке Охнове.
Составив крупное состояние на торговле бриллиантами, он возвратился в Броды — после раздела Польши этот город отошел под власть Австро-Венгрии.
Р. Маргалиот открыл представительства своей фирмы в Бродах и Вене (Гдолей адорот).
Разбогатев, он по-прежнему одевался очень скромно — и лишь роскошная соболья шапка, обычно украшавшая его голову, напоминала об его особом статусе. Однажды богач-христианин, один из деловых партнеров р. Маргалиота, упрекнул его: «Почему вы, евреи, тратите такие деньги на шапки?! У нас принято совсем по другому — у нас, в первую очередь, ценится богатство одежд, а без шапки можно и вообще обойтись!». «В этом как раз и проявляется разница между евреями и другими нардами, — с легкой улыбкой пояснил р. Маргалиот. — У вас основное внимание уделяется потребностям тела, а у нас особый почет причитается голове» (Сарей амеа 4:6).
В последующие годы, переложив ведение дел на своего компаньона, р. Маргалиот целиком посвятил себя занятиям Торой и работе над книгами. Особенной популярностью среди его сочинений пользовалась книга Мате Эфраим (Колено Эфраима), посвященная законам праздников Рош ашана и Йом кипур.
В 5580 /1820/ году в типографии г. Дубно он издал свои аналитические заметки на кодекс Шульхан арух. Эти заметки, озаглавленные Яд Эфраим (Рука Эфраима), содержали важные редакционные уточнения и дополнения.
В большинстве изданий Шульхан аруха его заметки печатаются рядом с основным текстом.
Из многих общин Европы к нему обращались за решением спорных вопросов — его псаки (законодательные решения) обладали высоким авторитетом. Свои респонсы он объединил в книгу Бейт Эфраим (Дом Эфраима).
Рассказывается, что каждое утро по дороге в дом молитвы р. Маргалиот делал большой «крюк», обходя две лишние улицы. Члены бродской общины, знавшие, насколько он дорожит каждой минутой своего времени, дерзнули спросить, почему он не ходит прямым путем. «Перед тем, как предстать в молитве перед Всевышним, — объяснил он, — я пытаюсь избавиться от гордыни. Ведь порой в мое сердце закрадывается хвастливая мысль: вот я — и мудрец, и богач — много ли найдется подобных мне?! Поэтому перед молитвой я прохожу по двум этим улицам — на одной из них живет мудрец, превосходящий меня своей мудростью, а на другой — богач, превосходящий меня богатством. Само их присутствие сбивает с меня спесь на весь день» (Маасей авотейну, Мецора).
Р. Эфраим Маргалиот умер в Бродах двадцать четвертого августа 5588 /1828/ года.
С разрешения издательства Швут Ами
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Потомки Эсава постоянно возводили напраслину на еврейский народ. О корнях «кровавого навета», жертвами которого стали тысячи наших братьев.
Батшева Эскин
Кто на самом деле управляет миром? В каждый период истории у конспирологов находится свой ответ на этот вопрос…
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 5050 (1290) году около 16 тысяч евреев было изгнано из Англии. Только через 400 лет евреи вернулись в Англию.
Браха Губерман
Жизнь рабейну Тама, величайшего мудреца и раввина
З. Рубашев
Статья рассказывает о "лжемашиахе" Якове Франке.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 5108 (1348) году в Европу пришла чума. За два года эпидемия унесла миллионы жизней, но почти не задела евреев, соблюдавших кашрут.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В начале «нового времени», когда страсти в Германии улеглись, все ужасы средневековой Европы пришлось испытать и польским евреям.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Христианские реформаторы и их отношение к евреям
И. Чериковер
Знаменитый процесс 1840 года.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Два крестовых похода способствовали усилению религиозного фанатизма в странах Западной Европы. Ненависть черни к евреям сопровождалась повышенной подозрительностью.
Михаил Френкель,
из цикла «История евреев Стамбула»
Жители еврейского квартала постоянно страдали от издевательств
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Папы сдерживали толпу от антиеврейских выступлений, намереваясь, таким образом, привести евреев к добровольному крещению