Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Если человек дает, даже не рассчитывая получить что-либо взамен, но твердо знает, что отдача — это получение, то одно это знание превращает отдачу в получение.»Рав Йосеф-Юзл Горовиц, саба из Новардока, из книги «Уровень человека»
Учился у прославленных хасидских цадиков р. Яакова-Ицхака Гурвица (Хозе из Люблина) и р. Яакова-Ицхака из Пшисхи (Аид Акадош)

Раби Менахем-Мендл бар Арье-Лейбуш Моргенштерн из Коцка (Коцкер Ребе; Сараф из Коцка; 5547-5619 /1787-1859/ гг.) — выдающийся хасидский наставник.

Родился в польском городке Кальварьи, южнее Кракова.

Учился у прославленных хасидских цадиков р. Яакова-Ицхака Гурвица (Хозе из Люблина) и р. Яакова-Ицхака из Пшисхи (Аид Акадош), однако основным его наставником был р. Симха-Буним из Пшисхи.

После женитьбы в течение нескольких лет продолжал свои занятия Торой в г. Томашуве — он приобрел обширные познания в законодательной части Торы и в кабале.

В 5587 /1827/ году, после смерти р. Симхи-Бунима из Пшисхи, большинство хасидов Пшисха признали своим новым наставником к р. Менахема-Мендла — и перебрались к нему в Томашув. Позднее он перенес свой «двор» в г. Коцк.

Среди тысяч его хасидов было много одаренных молодых людей, которых, подобно магниту, притягивала его необычная и яркая личность (в кругах хасидов его называли Сараф миКоцк — Огненный ангел из Коцка). Р. Менахем-Мендл отличался выдающимся даром аналитика, редкостной интеллектуальной бескомпромиссностью, прямотой и искренностью характера. Язык его поучений блистал афористичной краткостью и точностью математических формул. Сараф из Коцка поражал учеников эвристической парадоксальностью своего видения реальности.

«Где обитает Б-г?!» — спрашивал он у своих хасидов. «Разве есть какое-то определенное место? — недоумевали ученики. — Ведь весь мир наполнен Его присутствием!». «Б-г обитает только там, куда Его допускают», — отвечал он на свой вопрос.

Он говорил: «Воскресить умершего гораздо легче, чем воскресить живого к подлинной жизни!».

В кругу его ближайших учеников особенно выделялись р. Ицхак-Меир Алтер из Гуры (Хидушей Арим), р. Ханох-Эних из Александра и р. Авраам из Сохачева (Авней незер), ставшие духовными лидерами следующего поколения евреев Европы.

Коцкер Ребе еще более сблизил хасидизм с литовской традицией. Он высоко превозносил комментарии и заметки Виленского Гаона, отдавая должное их беспрецедентной глубине и лаконичности изложения.

Последние двадцать лет жизни Коцкер Ребе провел затворником в своей комнате, посвящая все свое время сосредоточенной духовной работе.

Р. Менахем-Мендл, Сараф из Коцка, был призван в Небесную Ешиву двадцать второго швата 5619 /1859/ года.

Большинство его хасидов перешло к его ученику р. Ицхаку-Меиру Алтеру, родоначальнику гурского направления в хасидизме.

С разрешения издательства Швут Ами


Глава повествует о перипетиях в жизни праотца Яакова: о знаменитой «лестнице в небо» — пророческом сне Яакова, о его встрече с Рахель, пребывании Яакова в доме Лавана, женитьбе и рождении детей, будущих прародителей колен Израилевых. Читать дальше

Недельная глава Ваеце

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Исток»

Избранные комментарии на недельную главу Ваеце

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Б-г находится вместе с нами. Яаков почувствовал это, увидив сон о лестнице, ведущей в небо. Этот мир полон соблазнов, но следует помнить, что присутствие Творца помогает справиться с ними.

Все, что произошло между Яаковом и Эсавом, произошло затем между потомками Эсава и потомками Яакова

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

События, произошедшие с Яаковом и Эсавом, служат предысторией всего того, что переживали их потомки. Многовековое противодействие присутствует и в наши дни.

Четыре жены Яакова

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

От четырех жен Яакова произошли двенадцать колен. Это не случайное стечение обстоятельств, а воля Б-га.