Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Биография хасидского наставника, раввина и праведника

Раби Симха-Буним бар Цви из Пшисхи (5527—5587 /1767—1827/ гг.) — выдающийся хасидский наставник.

Родился в г. Вадислав. Его отец, р. Цви, был магидом в Вадиславе.

Учился в ешиве венгерского города Матерсдорфа, а затем — в моравском городе Николсбурге (Брно).

Изучал также медицину и фармацевтику; сдав в Львове соответствующие экзамены, получил диплом провизора.

Возвратившись в Польшу, он работал аптекарем. В этот период под влиянием выдающихся хасидских наставников р. Исраэля Офштейна (Магида из Кожниц; см.), р. Моше-Лейба из Сасова (см.) и р. Давида из Лелова (см.) он приблизился к хасидскому движению.

Посетив по их совету «двор» р. Яакова-Ицхака Гурвица (Хозе из Люблина; см.), р. Симха-Буним вошел в число его последователей. При «дворе» Хозе, в Люблине, он познакомился с р. Яаковом-Ицхаком из Пшисхи, прозванным Аид Акадош (Святой еврей), и впоследствии стал его ближайшим учеником.

В 5574 /1814/ году, после смерти Святого еврея, р. Симха-Буним сменил его во главе хасидской общины Пшисхи. Под его руководством движение приобретало все более определенную направленность, связанную с углубленным изучением Торы. Среди его ближайших учеников были такие выдающиеся хасидские лидеры следующего поколения, как р. Менахем-Мендл из Коцка (Коцкер Ребе; см.), р. Ицхак-Меир Алтер из Гуры (Хидушей Арим; см.) и р. Ханох-Энох из Александра (см.).

Р. Симха-Буним часто говорил ученикам и хасидам, что главная задача человеческой жизни — обрести необходимый духовный уровень к тому моменту, когда душа расстанется с телом.

Предание рассказывает, что когда приблизился его смертный час, его жена разрыдалась. «Ну, что ты плачешь? — спросил р. Симха-Буним. — Всю свою жизнь я только и делал, что учился умирать. А теперь, когда этот час настал, ты вдруг плачешь?!». «Вот я и прошу Всевышнего, — сказала жена, — даровать тебе как можно больше лет жизни, чтобы ты научился умирать еще лучше» (Р. Йеуда-Менахем Баум, Аребе Реб Буним т.2, с. 605).

Р. Симха-Бунем из Пшисхи был призван в Небесную Ешиву тринадцатого элуля 5587 /1827/ года.

Толкования Пятикнижия, записанные на его уроках учениками, были собраны и изданы под названием Коль симха (Голос радости).

Большинство его хасидов перешло ко «двору» р. Менахема-Мендла из Коцка, ставшего его духовным наследником.

с разрешения издательства Швут Ами


В недельной главе «Мишпатим» излагаются законы взаимоотношений между людьми в обществе: виды и размеры ущербов, законы о статусе рабов, о наказаниях за воровство и многие другие. Читать дальше

Недельная глава Мишпатим

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Мишпатим

Мидраш рассказывает. Недельная глава Мишпатим

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Законы, определяющие как взаимоотношения между человеком и его ближним, так и жизнь общины в целом.

Недельная глава Мишпатим

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

На тему недельной главы. Мишпатим 1

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

«Отчаяние без разума!» — лишь тот, кто теряет разум, позволяет отчаянию победить себя! Потому и слова Талмуда «Даже если человек сказал, что потерял надежду, все равно это не отчаяние!» можно понимать иносказательно: даже если человек на словах проявляет слабость и говорит, что потерял надежду, все равно не верьте ему: в сердце своем он хранит веру и преодолеет отчаяние!