Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Выдающийся хасидский наставник Раби Яаков-Ицхак Гурвиц (Хозе из Люблина): биография

Раби Яаков-Ицхак бар Авраам-Элиэзер Гурвиц (Хозе из Люблина; 5505—5575 /1745—1815/ гг.) — выдающийся хасидский наставник, духовный лидер хасидских общин Польши.

Прямой потомок знаменитого кабалиста и праведника р. Йешаи Гурвица (Шла Акадош; см.), автора книги Шней лухот абрит (Две скрижали завета).

Родился в небольшом местечке возле г. Люблина.

В юности учился у Магида из Межерича (см.), однако основным его наставником был р. Элимелех из Лиженска (см.).

Предание рассказывает: чтобы приучить себя к сосредоточенности, он в течение семи лет обучения не открывал глаз — кроме времени молитвы и занятий Торой.

После женитьбы учился также у р. Мешулама-Зюши из Аннополя (см.), р. Шмуэля-Шмелке из Николсбурга (см.) и р. Леви-Ицхака из Бердичева.

Р. Леви-Ицхак из Бердичева оказал на него столь глубокое влияние, что на протяжении пятнадцати лет р. Яаков-Ицхак посвящал час в день особой молитве, в которой благодарил Создателя за то, что Он направил в этот мир великую и святую душу бердичевского раввина (Гдолей адорот).

Около 5555 /1795/ года, по завершении периода ученичества, р. Яаков-Ицхак стал главой хасидской общины Люблина.

Он обладал редкостным даром ясновидения, и хасиды называли его Хозе (Провидец). Предание свидетельствует, что, когда он смотрел на человека, то видел всю историю его души, начиная от Адама, — он знал, сколько перевоплощений пережила эта душа и что с ней происходило во время каждого из них, в чем она согрешила и в чем раскаялась, какую заповедь преступила, а в какой устояла».

Дар ясновидения позволял ему глубоко проникать в души учеников и благотворно воздействовать на них. «Когда к нему приходил хасид, — рассказывал один из учеников, — он доставал из него душу, очищал ее от всякой ржавчины и налета, а затем возвращал обратно такой, какой она была в час рождения».

У Хозе из Люблина было более ста двадцати выдающихся учеников, многие из которых стали духовными лидерами следующего поколения хасидов Галиции и Польши. Среди них особенно прославились р. Давид из Лелова (см.), р. Александр-Сендер из Комарно (см.), р. Яаков-Ицхак из Пшисхи (Аид Акадош; см.) и р. Сар-Шалом из Белза (см.), ставшие основателями важных хасидских «дворов».

Подобно своему наставнику р. Элимелеху из Лиженска, в работе с учениками Хозе обращал особое внимание на серьезное и основательное изучение законов Торы.

Увидев, что один хасид все время пребывает в состоянии глубокого созерцания и вообще не занимается изучением Торы, Хозе сказал: уж лучше отказаться от созерцания, но не оставлять учения — ведь, по утверждению мудрецов, сам Б-г говорит: «Лучше уж оставьте Меня, но только храните Мою Тору» (Иерусалимский Талмуд, Хагига 1:7).

Хозе утверждал, что, если еврей не изучает Талмуд с комментариями, как минимум, шесть часов в день, он не в состоянии ощутить вкуса богобоязненности (Гдолей адорот).

Дом Хозе был всегда открыт для неимущих и странников, и он сам старался обслуживать всех гостей.

Однажды бедняк, которого он сытно накормил и напоил, спросил у него: «Раби, я понимаю, что, когда ты прислуживаешь мне за столом, ты выполняешь заповедь Б-га, желающего, чтобы странника принимали, как посланца с Небес. Но почему ты сам выносишь грязную посуду на кухню, ведь вокруг тебя столько хасидов, желающих тебе услужить?!». «А разве в обязанности первосвященника в Йом кипур не входило, — сказал Хозе, — выносить из Святая Святых священную утварь?!» (там же).

Силой своей молитвы Хозе стремился приблизить конечное избавление.

Хасидское предание рассказывает, что в 5572 /1812/ году, когда войска Наполеона вторглись в Россию, Хозе молился о том, чтобы эта война привела к возвращению всех евреев на Землю Израиля и к открытию Машиаха, но его просьба была отвергнута Небесами, потому что поколение не было достойно освобождения (Сарей амеа 4:9).

В праздник Симхат Тора 5575 /1814/ года Хозе тяжело заболел и полгода был прикован к постели.

Он говорил своим ученикам, что в день его смерти будут плакать и противники хасидизма.

Р. Яаков-Ицхак Гурвиц, Хозе из Люблина, умер девятого ава 5575 /1815/ года, в день всенародной скорби по разрушенному Храму.

Его духовное наследие отражено в книгах Зот зикарон (Вот память) и Диврей эмет (Слова истины).

с разрешения издательства Швут Ами


В этой главе говорится о порядке ритуального очищения людей, которых Тора определяет как ритуально нечистых, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым и т.д. Читать дальше

Недельная глава Мецора

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»

Избранные комментарии к недельной главе Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.

Недельная глава Мецора

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Мецора

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Следить за своим языком. Тазриа

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

«Мецора» («Прокаженный»). Сила речи

Рав Бенцион Зильбер

В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.