Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Биография выдающегося хасидского наставника, раввина и праведника

Раби Яаков-Ицхак бар Ашер из Пшисхи (Аид Акадош; 5526—5574/1766—1813/ гг.) — хасидский наставник.

Родился в польском городе Пшедбуж. Его отец был главой раввинского суда и магидом (общественным проповедником) в этом городе.

После женитьбы поселился в Апте, целиком погрузившись в изучение Торы.

Просыпаясь в полночь, он окунался в микву и занимался до рассвета, — и никто из окружающих об этом не знал.

Под влиянием р. Моше-Лейба из Сасова (см.), который в этот период также жил в Апте, р. Яаков-Ицхак присоединился к хасидскому движению. В течение нескольких лет он был меламедом в ряде местечек, а затем по совету р. Давида из Лелова (см.) стал посещать «двор» выдающегося хасидского наставника р. Яакова-Ицхака Гурвица (Хозе из Люблина; см.).

Вошел в число ближайших учеников Хозе, который видел в нем своего духовного преемника и продолжателя.

Поскольку его имя целиком совпадало с именем наставника, из уважения к Хозе в кругу учеников его не называли по имени, а просто на идиш Аид (Этот еврей) — под этим прозвищем он впоследствии и прославился.

По завершении поры ученичества он поселился в г. Пшисха.

В 5555 /1795/ году, после третьего раздела Польши, этот город отошел во владение Австро-Венгрии, а затем, по итогам Венского конгресса, был включен в состав Царства Польского, оккупированного Россией.

Благодаря деятельности Аида, вокруг которого объединились тысячи хасидов, этот город стал одним из самых значительных центров хасидиского движения.

Восхищаясь исключительным благочестием и духовной чистотой своего наставника, хасиды стали называть его Аид Акадош (Святой еврей).

В своей наставнической деятельности Аид Акадош особенно подчеркивал необходимость глубоко изучения Торы. Его исследования и размышления содержатся в его книгах Нифлаот айеуди (Чудеса еврея), Тиферет айеуди (Великолепие еврея), Торат айеуди (Тора еврея) и Кетер айеуди (Корона еврея).

Его ближайшими учениками были р. Симха-Буним из Пшисхи (см.), р. Моше из Лелова (см.) и р. Менахем-Мендл из Коцка (Коцкер Ребе; см.), ставшие духовными лидерами следующего хасидского поколения.

Р. Яаков-Ицхак из Пшисхи, Аид Акадош, умер девятнадцатого тишрея 5574 /1813/ года.

Руководство его хасидами перешло к р. Симхе-Буниму из Пшисхи. Впоследствии из основанной в Пшисхе школы развились такие важные и плодотворные хасидские направления, как Коцк и Гур.

с разрешения издательства Швут Ами


Биография Мордехая, сына Яира из колен Биньямина, мудреца и духовного лидера еврейского народа в эпоху Вавилонского изгнания, одного из главных героев пуримской истории Читать дальше

Традиции праздника Пурим

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Пурим: разрешение сомнений!

Рав Арье Кацин

Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.

Гробница Мордехая и Эстер

Рав Мордехай Райхинштейн

В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.

Пурим и свиток Эстер 3

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»

Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?