Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Хасидизм, Александр Кац
Раби Яаков-Ицхак бар Ашер из Пшисхи (Аид Акадош; 5526—5574/1766—1813/ гг.) — хасидский наставник.
Родился в польском городе Пшедбуж. Его отец был главой раввинского суда и магидом (общественным проповедником) в этом городе.
После женитьбы поселился в Апте, целиком погрузившись в изучение Торы.
Просыпаясь в полночь, он окунался в микву и занимался до рассвета, — и никто из окружающих об этом не знал.
Под влиянием р. Моше-Лейба из Сасова (см.), который в этот период также жил в Апте, р. Яаков-Ицхак присоединился к хасидскому движению. В течение нескольких лет он был меламедом в ряде местечек, а затем по совету р. Давида из Лелова (см.) стал посещать «двор» выдающегося хасидского наставника р. Яакова-Ицхака Гурвица (Хозе из Люблина; см.).
Вошел в число ближайших учеников Хозе, который видел в нем своего духовного преемника и продолжателя.
Поскольку его имя целиком совпадало с именем наставника, из уважения к Хозе в кругу учеников его не называли по имени, а просто на идиш Аид (Этот еврей) — под этим прозвищем он впоследствии и прославился.
По завершении поры ученичества он поселился в г. Пшисха.
В 5555 /1795/ году, после третьего раздела Польши, этот город отошел во владение Австро-Венгрии, а затем, по итогам Венского конгресса, был включен в состав Царства Польского, оккупированного Россией.
Благодаря деятельности Аида, вокруг которого объединились тысячи хасидов, этот город стал одним из самых значительных центров хасидиского движения.
Восхищаясь исключительным благочестием и духовной чистотой своего наставника, хасиды стали называть его Аид Акадош (Святой еврей).
В своей наставнической деятельности Аид Акадош особенно подчеркивал необходимость глубоко изучения Торы. Его исследования и размышления содержатся в его книгах Нифлаот айеуди (Чудеса еврея), Тиферет айеуди (Великолепие еврея), Торат айеуди (Тора еврея) и Кетер айеуди (Корона еврея).
Его ближайшими учениками были р. Симха-Буним из Пшисхи (см.), р. Моше из Лелова (см.) и р. Менахем-Мендл из Коцка (Коцкер Ребе; см.), ставшие духовными лидерами следующего хасидского поколения.
Р. Яаков-Ицхак из Пшисхи, Аид Акадош, умер девятнадцатого тишрея 5574 /1813/ года.
Руководство его хасидами перешло к р. Симхе-Буниму из Пшисхи. Впоследствии из основанной в Пшисхе школы развились такие важные и плодотворные хасидские направления, как Коцк и Гур.
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Аман решил расправиться с Мордехаем, истребив вместе с ним всю еврейскую общину страны, и он получил на это разрешение царя
Рав Йосеф Б. Соловейчик
В реальных ситуациях нужен женский ум, а не мужские теории.
Рав Реувен Пятигорский
Мегилат Эстер
Рав Цви Вассерман
Казалось бы, Мордехай, царский судья, высокопоставленный вельможа, должен был бы сразу нажать на дворцовые рычаги...
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Рав Арье Кацин
Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.
Рав Мордехай Райхинштейн
В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?
Рав Носон Шерман,
из цикла «Эпоха и чудо»
Лик Б-жий был сокрыт от людей во времена пророков
Рав Реувен Пятигорский
Став главой правительства, Аман вознамерился уничтожить «оппозицию», вдохновителем которой — в его глазах — был еврей Мордехай. А заодно уничтожить и всех евреев.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Истоки»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Неужели Мордехай был человеком, который искал ссоры, интриг, готов был нарушить приказ царя?