Темы: Еврейская женщина, Беременность и роды, Предохранение от беременности, Мирьям Климовская, Материнство
Уважаемые раввины. Решив прочитать материал по книге заповедей, наткнулась на такую запись: «И, просматривая эти 248 заповедей “делай”, мы обнаружим, что 60 из них относятся к заповедям, обязывающим каждого еврея… 57. 212-я — плодиться и размножаться. И эту, 212-ю заповедь, женщины не обязаны выполнять». Понятно, что это дословный перевод, но звучит забавно. И оставим в стороне природное желание женщины иметь детей (поэтому и нет необходимости «обязывать» её выполнять мицву). Разве позволит раввин здоровой замужней женщине прекратить рожать после двух детей? И в чём тогда проявляется для женщины «не обязана» выполнять? А.
Дорогая А.!
Насколько я понимаю, Ваш вопрос — теоретический. Женщина, которая по какой-либо причине не желает беременеть, должна вместе с мужем обратиться только к раввину, уполномоченному решать такие вопросы. А на теоретический вопрос можно дать общий ответ по нескольким пунктам.
1) Решение о предохранении от беременности принимает только рав, основываясь на законе Торы, и мы, со своим «здравым смыслом», не можем до конца понять, по какой причине принимается то или иное решение. Кроме того, этот вопрос не принято обсуждать с другими людьми — это противоречит правилам скромности. Так что правильно, чтобы о каждом решении знали только те, к кому оно напрямую относится — раввин и супружеская пара.
2) Если женщина здорова, но испытывает психологическую потребность передохнуть, не беременеть — обычно ее желание учитывается при принятии решения.
3) Хотя женщина не обязана выполнять эту заповедь, ее муж обязан. И если она по своей воле не рожает детей, она тем самым подводит его. В этом случае справедливо было бы «отпустить» его и дать возможность выполнить заповедь с другой женщиной. Если в браке каждый выполняет только то, что он обязан по букве закона, и не более, а судьба супруга ему совершенно безразлична — они никогда не станут единым целым и их невозможно назвать семьей.
4) Если женщина не хочет иметь детей, она может или не выходить замуж вообще, или выйти за мужчину, который изначально бесплоден. Мужчина же, если он не бесплоден, обязан создать семью с женщиной, способной и желающей рожать, даже если ему удобней оставаться холостяком. (Если женщина сама бесплодна, нужно обсудить с раввином возможность брака для нее).
5) То, что женщина не обязана выполнять заповедь, проявляется, в частности, в том, что предохранением от беременности, если оно разрешено, занимается именно женщина и средства для этого — соответственно, женские.
6) Двое детей из Вашего примера (сын и дочь) — это минимум, достаточный, чтобы заповедь «плодитесь и размножайтесь» считалась выполненной. Положение человека, уже выполнившего заповедь, в соответствии с законом — иное, чем положение того, кто ее еще не выполнил. Понятно, что и в этом случае решение о послаблениях может принимать только раввин.
7) Рав Исраэль-Яаков Каневский (Стайплер) как-то сказал женщине, не желавшей иметь детей: если таким образом она надеется избежать лишних забот и боли, то это невозможно. То, что человеку суждено испытать, он обязательно испытает — просто оно придет из другого источника. И действительно, часто можно слышать от нерелигиозных родственников: как можно выдержать такое количество детей, мы и с одним-двумя столько натерпелись! То, что им полагалось вытерпеть с десятью детьми, было «сконцентрировано» в этих двух. Но счастье и радость, которые приносит нам каждый рождающийся ребенок, невозможно испытать только с одним — этого нам дается намного больше! Всевышний хочет, чтобы мы приводили в мир новые души, и за каждую из них нас ждет особая награда. В этом отношении иметь много детей «выгодно».
8) И, наконец… давайте вернем на почетное место природное желание женщины иметь детей — зачем оставлять его в стороне?
С уважением, Мирьям Климовская
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Овадья Климовский
...или сослать куда подальше?
«Оцарот»
Наглость фараона не знала пределов. Мало того, что он измывался над евреями и приказал убивать их детей — он еще и потребовал, чтобы сыны Израиля благословили его. У каждого из нас есть свой личный фараон.
Рав Михаэль Гитик,
из цикла «Путешествие по недельным главам Торы»
Рав Берл Набутовский
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Овадья Климовский
Какие были причины попадания в рабство?
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Овадья Климовский
А кого можно ненавидеть?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»