Темы: Дурное начало, Ки теце, Оцарот, Чтение для детей, Рассказы
«И увидишь между пленными женщину, красивую видом, и возжелаешь ее, и захочешь взять ее себе в жены…» (Дварим 21:11).Гаон раби Йехезкель Абрамский, автор книги «Хазон Йехезкель»[i], был судьей раввинского суда в Лондоне.
Желая приблизить студентов-евреев к Традиции, он организовал для них уроки по Гмаре. Раввин учился с ними и объяснял им материал максимально широко и увлекательно. Они начинали видеть свет, скрытый в Торе, многие вернулись к Традиции — стали баалей-тшува («вернувшимися», «раскаявшимися»).
Как-то раз они изучали трактат Кидушин и дошли до раздела о пленнице, «красивой видом». По словам Гмары, «Сказала (это) Тора, лишь учитывая злое начало. Вместо того чтобы жениться на ней, нарушив запрет, пусть женится на ней с позволения (Торы)».
Студенты обрадовались этим словам, «как нашедшие великую добычу» (см. Тэилим 119:162), и тут же сказали раву Абрамскому:
—Уважаемый рав, вы видите, что Тора считается с нашим злым началом и, принимая во внимание его воздействие на нас, разрешает некоторые поступки! Одних злое начало подталкивает к запрещенной пище, других — к тому, чтобы ездить в субботу и т.д. Давайте же будем считаться с ним и разрешим всё это…
Раввин улыбнулся и ответил:
— Подумайте секунду, и вы поймете, что верно обратное. Святой, благословен Он, создал человека и создал его злое начало, установив для человека систему законов и требований: Тору и заповеди.
Затем Он сказал: среди всех шестисот тринадцати заповедей с их тысячами деталей есть одна-единственная, которую при определенных обстоятельствах разрешено нарушить, т.к. в этих обстоятельствах испытание может оказаться слишком тяжелым и злое начало одержит верх.
Знайте же, что в этом случае осуществление желания не будет вам запрещено, «сказала (это) Тора, лишь учитывая злое начало». Речь идет о красивой женщине, которую солдат видит во время военных действий.
Должно быть понятно, что о любом другом случае, где Тора не сделала исключения из правил, Всевышний знал: испытание не будет для человека непосильным. А значит, в остальных случаях мы обязаны преодолевать свое злое начало. (Эмуна Брура)
[i] Раби Йехезкель Абрамский (Хазон Йехезкель; 5646-5736 / 1886-1976, Литва, Белоруссия, Москва, Сибирь — лагерь, Англия, Израиль) — выдающийся законоучитель, один из духовных лидеров поколения. Его труд «Хазон Йехезкель» («Видение Йехезкеля») — фундаментальный комментарий на Тосефту. (О том, как первый том книги «Хазон Йехезкель» был доставлен в Вильно, можно прочесть здесь(.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Овадья Климовский
...или сослать куда подальше?
«Оцарот»
Наглость фараона не знала пределов. Мало того, что он измывался над евреями и приказал убивать их детей — он еще и потребовал, чтобы сыны Израиля благословили его. У каждого из нас есть свой личный фараон.
Рав Михаэль Гитик,
из цикла «Путешествие по недельным главам Торы»
Рав Берл Набутовский
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Овадья Климовский
Какие были причины попадания в рабство?
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Овадья Климовский
А кого можно ненавидеть?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»