Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Большинство людей грешат грабежом, и все в той или иной степени дают волю злоречию.»Вавилонский Талмуд, Бава батра 165
Почему войну с Амалеком Моше возложил именно на Йеошуа — отрока, который не выходил из шатра? Разве не лучше было поручить это одному из опытных воинов народа Израиля?

«И сказал Моше (обращаясь к) Йеошуа: выбери нам людей и пойди, сразись с Амалеком…» (Шмот 17:9).

Почему войну с Амалеком Моше возложил именно на Йеошуа — отрока, который не выходил из шатра? Разве не лучше было поручить это одному из опытных воинов народа Израиля?

Ответ нам поможет понять следующая история.

Однажды — дело было вскоре после окончания Гражданской войны в России —к гаону раби Йехезкелю Абрамскому[i], возглавлявшему тогда ешиву в Слуцке — на советской территории, пришла племянница гаона раби Баруха-Бера Лейбовича[ii], главы знаменитой Каменецкой ешивы. Она сообщила, что собирается тайно перейти польскую границу, и попросила раби Йехезкеля благословить ее на это опасное предприятие. Раби Йехезкель дал ей свое благословение, но на условии, что она возьмет с собой рукопись — первый том его книги «Хазон Йехезкель» — и доставит ее в Вильно (Вильнюс).

Девушка согласилась. С трепетом она взяла бумаги и обещала сделать всё, что в ее силах, чтобы доставить их в Вильно. Готовясь пересечь границу, она сшила листы рукописи в длинный свиток и обернула его вокруг тела.

Так она отправилась в путь в составе группы из тридцати человек. Но недалеко от границы группа наткнулась на советский пограничный патруль. Перебежчики укрылись во рвах и оврагах, но по их следам были пущены специально обученные собаки. Один из псов подбежал к яме, где пряталась девушка, сделал несколько кругов, принюхался — и внезапно помчался в другую сторону. Пограничники, разумеется, решили, что в яме никого нет.

Почти всех перебежчиков арестовали, но племяннице рава Лейбовича удалось благополучно уйти в Польшу.

Добравшись до Вильно, она поспешила передать рукопись гаону раби Хаиму-Озеру Гродженскому[iii] и рассказала ему, что произошло в дороге.

И рав Хаим-Озер ответил, что она обязана спасением именно этой рукописи — ведь пограничный пес, натренированный на запах человеческого тела, был сбит с толку чудесным «запахом Торы» (см. Маасэй Авотэйну, Бо).

Добавим: обернувшись рукописью раби Йехезкеля, девушка стала буквально «частью Торы». А против Торы грешники ничего не могут сделать.

Отсюда и ответ на наш вопрос. В народе Израиля можно было найти более искусных воинов, чем Йеошуа бин-Нун. Но Моше хорошо знал, что причиной нападения Амалека стал спад в изучении Торы. Поэтому Моше было ясно, что именно юноша, который не выходил из шатра, продолжая учиться, сможет максимально успешно сразиться с Амалеком. Ведь против заслуги изучения Торы, а особенно — против заслуги самоотверженности ради Торы Амалек бессилен. (Лэламедха)


[i] Раби Йехезкель Абрамский (Хазон Йехезкель; 5646-5736 / 1886-1976, Литва, Белоруссия, Москва, Сибирь — лагерь, Англия, Израиль) — выдающийся законоучитель, один из духовных лидеров поколения. Его труд «Хазон Йехезкель» («Видение Йехезкеля») — фундаментальный комментарий на Тосефту.

[ii] Раби Барух-Бер бар-Шмуэль-Давид Лейбович (5627-5700 / 1867-1939, Белоруссия, Литва, Украина, Польша) — выдающийся исследователь Талмуда, педагог, судья раввинского суда в Вильно. Ближайший ученик рава Хаима Соловейчика (раби Хаима Брискера).

[iii] Раби Хаим-Озер бар-Давид-Шломо Гродженский (5623-5700 / 1863-1940, Белоруссия, Литва, Польша) — выдающийся законоучитель, один из духовных лидеров поколения. Учился в Воложинской ешиве, где был талмид-хавером (младшим партнером в учебе) рава Хаима Соловейчика. В 24 года стал главным законоучителем Вильно. Участвовал в учредительном конгрессе Агудат Исраэль, был избран на пост наси (председателя) руководящего органа этой конфедерации, Моэцет гдолей а-Тора (Совет выдающихся знатоков Торы). Особое внимание уделял делам милосердия, создав в Вильно образцовую систему помощи неимущим.

 

Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту

Шломбайт за 1 минуту!

Еженедельная рассылка раздела СЕМЬЯ: короткий текст (5 минут на прочтение) и упражнение (1 минута), — помогут кардинально улучшить атмосферу в вашей семье.
Подписаться

Семья

Наш мир слишком жесток для того, чтобы приводить сюда детей?

Вчера, отвечает Рика Гдалевич

Как объяснить шестилетней дочери, что ТАК делать нельзя?

26 апреля, отвечает Ципора Харитан

Если ребенок «испортился» в еврейской школе, перевести его в обычную?

21 апреля, отвечает Ита Минкина

Творец установил законы нашего мира, и поэтому Он может изменять их при необходимости. Всевышний творит чудеса для доказательства собственного могущества, как напрямую, так и через Его рабов. Наличие чудес в жизни человека зависит от степени близости его к Творцу. Читать дальше