Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Послушайся голоса моего» — приверженность мнению Торы, совету старейшин поколения

«А теперь послушайся голоса моего, и я посоветую тебе» (18:19). Итро приехал в стан Израиля и увидел там своего великого зятя — Моше Рабейну, верного пастыря, передавшего Тору. Он сидел и судил народ с утра до вечера. «И сказал тесть Моше ему: нехорошо то, что ты делаешь. Истощишься и ты, и народ этот, который с тобой. Слишком тяжело это для тебя, не сможешь делать это в одиночку. Теперь же послушайся голоса моего, и я посоветую тебе, и да будет Всесильный с тобой». Он посоветовал ему выстроить судебную систему от начальников десятков до начальников тысяч. «И будет, каждое большое дело принесут к тебе, а каждое малое дело пусть судят они. И будет легче тебе, и понесут они с тобой бремя». И Б-г согласился с ним.

Все это известно, но есть и меткое выражение Сарафа из Коцка. «А теперь послушайся голоса моего, и я посоветую тебе», — так Итро начал свою речь, а Сараф из Коцка сказал в своей краткой манере: «Послушайся голоса моего — это и есть совет!»

Какие волнующие слова! Существует множество частных советов на массу вопросов и сомнений, но есть и один общий совет: «Послушайся голоса моего» — приверженность мнению Торы, совету старейшин поколения, опытных и видящих путь. Свыше нам дано обещание: «Каждый, кто советуется со старцами, преуспеет» (Шмот Раба 3:8). Сила этого совета велика на всех планах: частном, общественном и национальном, в духовных и материальных делах, в личной и семейной жизни. «Послушайся голоса моего» — это совет при любом вопросе и сомнении.

На исходе Рош а-Шана богатый господин раби Йеуда Бакерман вошел попрощаться со святым раби из Бялы, автором книги «Диврей Бина». К его удивлению, раби спросил его, как дорого стоит его имущество. Тот ответил: «Невозможно сразу сказать. Некоторые суммы я должен другим, некоторые другие должны мне, есть деньги, вложенные в товары, а есть — в недвижимость».

Раби сказал ему на это: «Проведи подсчеты и сообщи мне».

Раби Йеуда поехал домой и позвал бухгалтеров. Он сидел с ними и проводил точные рассчеты, а потом вернулся к раби и сказал: «Мое имущество стоит шестьдесят тысяч рублей, включая наличные деньги и товары, плюс стоимость домов, магазинов и складов».

Раби посоветовал: «В таком случае советую тебе прекратить всякую торговлю и обеспечивать себя за счет тех денег, что уже есть в твоем распоряжении». Тот удивился, а раби пояснил: «Я не приказываю тебе так поступить — это всего лишь добрый совет».

Раби Йеуда подумал: «Ну конечно, это добрый совет!» Он понимал это так: «Я ведь уже не молод. Годы проходят в торговых заботах, когда же мне трудиться ради моего вечного мира? Если прекращу торговлю, смогу жить ни в чем не нуждаясь, да еще и оставлю детям богатое наследство, а сам остаток дней проведу в Торе и служении Творцу».

Он решил последовать совету учителя, но сделать это постепенно. Продал имущество по хорошей цене, а деньги вложил в дело, приносящее доход, которое обеспечивало бы его к старости. Но в итоге он попал в водоворот убытков, в котором все его состояние сгорело, оставив его с долгами.

В панике он прибежал к учителю в поисках спасения.

Раби сказал ему: «Я ведь советовал тебе отказаться от бизнеса на ближайший период». В глазах раби Йеуды потемнело, и он воскликнул: «Но ведь Вы не давали приказа, а лишь добрый совет! Если бы это было приказом, я бы послушался и спас деньги».

Раби ответил: «Про Моше Рабейну говорится: “Во всем доме Б-жьем верен он”. Но непонятно, разве на небесах можно что-то украсть? На самом же деле верность его состояла в том, чтобы не раскрывать всего, что он видел, и не рассказывать обо всем, что знал. Так и мне следовало бы промолчать, но поскольку ты мой любимый друг, я не мог сдержаться и высказался в форме совета. Сверх того мне было недозволено открывать».

Этот обедневший господин рассказывал свою историю со слезами на глазах, добавляя: «Куда же смотрели мои глаза, и где был мой ум? Я был хасидом, так почему же не послушался учителя?» Затем он успокаивал свою совесть: «Очевидно, все в руках Небес, и свыше было сделано так, чтобы я не почувствовал» (Браха Мешулешет).

Мы не представляем величие еврея

«И вышел Моше навстречу тестю, и поцеловал его» (18:7). Наш учитель раби Хаим Виталь отмечал: вот уже долгое время Моше Рабейну был один, оторван от жены и детей. И вот, его тесть сообщает ему, что скоро приедет вместе со своей дочерью — женой Моше, а с ними и двое их детей. И кому же навстречу должен поспешить Моше? Конечно же, навстречу жене и детям! Нужно обнять детей, которых он не видел уже долгое время, поцеловать их. Но нет! «И вышел Моше навстречу тестю своему, и поцеловал его».

Почему? Потому что перед ним стояла важная задача — ввести Итро под крылья Шхины, обратить его в еврейскую веру. Такая духовная миссия отодвигает в сторону любые личные чувства. Он взял своего тестя, и «вошли в шатер». А жену и детей он отправил в другой шатер — с ними он встретится лишь через несколько часов. Первое, что нужно сделать, — рассказать Итро обо всех чудесах, передать ему послание и смысл, приблизить к чистой вере.

Подобно Моше Рабейну, как мы видим, вели себя и великие мудрецы Израиля. Они тщательно выказывали уважение к каждому еврею. Возникает вопрос: а нам как укрепиться в этом качестве особого уважения к людям и в первую очередь к евреям?

Ответ прост: когда каждый из нас утвердит у себя в сердце, как велико достоинство каждого еврея, и насколько велик каждый, кто происходит из потомства наших святых праотцов Авраама, Ицхака и Яакова, он естественным образом начнет уважать всех евреев (Кводам шель Исраэль).


Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту

Шломбайт за 1 минуту!

Еженедельная рассылка раздела СЕМЬЯ: короткий текст (5 минут на прочтение) и упражнение (1 минута), — помогут кардинально улучшить атмосферу в вашей семье.
Подписаться

Семья

Как объяснить шестилетней дочери, что ТАК делать нельзя?

Сегодня, отвечает Ципора Харитан

Если ребенок «испортился» в еврейской школе, перевести его в обычную?

21 апреля, отвечает Ита Минкина

В последнее время мне хочется уйти туда, где тихо и никого нет…

19 апреля, отвечает Ципора Харитан

Египетское рабство стало прообразом всех будущих изгнаний еврейского народа. А Исход из Египта — прообразом Избавления. Период угнетения в Мицраиме был самым тяжелым в нашей истории. Но это помогло утвердить в душах Исраэля основы веры, сделало евреев тем народом, который не оставит Тору и Творца ни при каких обстоятельствах. Читать дальше