Однажды великий праведник и мудрец раби Исраэль из Вижницы попросил своего служку пройтись с ним. Они направились к дому директора местного банка, который был из сторонников «просвещения» и, конечно, не числился среди хасидов раби Исраэля. Тот был очень удивлен, когда открыл дверь и увидел таких гостей. Тем не менее, он с уважением впустил рава и его спутника в дом, пригласил их сесть и поставил на стол угощение. Поскольку раби Исраэль не проронил ни слова, а хозяин посчитал невежливым спрашивать у него лично, что привело раби на порог его жилища, он шепотом спросил об этом у служки. Тот так же шепотом ответил, что и он понятия не имеет о цели такого странного визита. Тем временем раби Исраэль поднялся со стула, попрощался с хозяином и двинулся к выходу. Вышел и хозяин его проводить, и уже за дверью наконец-то осмелился спросить об этом у самого рава. Раби Исраэль ответил: «Я пришел к Вам, чтобы выполнить заповедь, и выполнил ее».
Банкир удивился: «Какую заповедь?» Рав объяснил: «Наши мудрецы учили: как существует заповедь говорить то, что будет услышано, так же есть заповедь не говорить того, что услышано не будет. Но если бы я остался у себя дома, а Вы — у себя, я не выполнил бы заповедь не говорить того, что не будет услышано. Поэтому я и пришел, чтобы молчать у Вас, и так заповедь мудрецов оказалась выполненной по всем правилам». Банкир спросил: «Могу ли я узнать, о чем Вы молчали, — может быть, все-таки я услышал бы это?». Раби Исраэль ответил: «Нет, я знаю, что не услышите!» Так они спорили: банкир настаивал, чтобы рав открыл ему, из-за чего он проделал неблизкий путь, а раби Исраэль отказывался. И чем больше рав отказывался, тем больше разгоралось любопытство богача. В конце концов рав согласился рассказать, в чем дело.
«Неподалеку живет бедная вдова, которая тяжело работает, чтобы прокормить своих семерых детей. Она должна вашему банку большую сумму за квартиру. Поскольку у нее нет денег заплатить долг, банк прислал ей последнее предупреждение, что если она не заплатит, ее с детьми выбросят на улицу, а ее домишко продадут. Так что я хотел бы попросить Вас простить ей долг». Директор банка тут же воскликнул: «Раби, но я же не хозяин банка. Я только наемный работник! И она должна большую сумму! Как же я могу не выполнять свои обязанности и не требовать от нее погасить долг?» Раби Исраэль ответил: «Вот видите: я же говорил, что Вы не услышите. И зачем я только согласился это рассказать, поддавшись на Ваши уговоры, и таким образом нарушил повеление мудрецов…»
И раби Исраэль повернулся и ушел. Вернулся и директор банка к себе домой. Но слова раби поразили его в самое сердце, он все время помнил их и не знал покоя. В конце концов он взял на себя долг вдовы и заплатил его из своего кармана. Вдова с сиротами остались в своем доме. Узнав об этом, раби Исраэль благословил директора банка, чтобы всю жизнь он прожил в достатке и почете.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»
Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Послание в Йемен»
Один из величайших мудрецов рабби Моше бен-Маймон (Маймонид) составил послание, предназначавшееся евреям Йемена. В этом произведении РАМБАМ предостерегает от заблуждений, связанных с различными мессианскими сектами, а также выражает надежду на скорейшее избавление.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»