Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Кто отворачивается и не дает милостыню как бы поклоняется идолам (Ктубот 68а).»Орхот цадиким. Щедрость
Тема

Упрек

Упреком принято называть высказанное кому-либо недовольство, неодобрение, укор. Упрекать по-еврейски — это поставить человека лицом к лицу с его собственными действиями. Есть случаи, когда упрекать — наша обязанность, и есть случаи, когда упрекать запрещено. Упрек должен быть высказан ближнему наедине, в мягкой форме, особенно если этот ближний — ребенок.

Оглавление

Упрекая, упрекни [↑]

В Торе об упреках говорится так: «Не ненавидь брата в сердце своем. Упрекая, упрекни ближнего и не понесешь за него греха. Не мсти и не храни зла на сыновей своего народа, а возлюби ближнего, как самого себя!» (Ваикра 19:17—18).

Бейт а-Леви объясняет, что упрекнуть — это значит поставить человека лицом к лицу с его собственными действиями.

Написано в «Кицур Шульхан Арух», что, если против человека кто-то согрешил, этот человек не имеет права молча ненавидеть согрешившего, как сказано про злодеев: «И не говорил Авшалом Амнону ни плохого, ни хорошего, ибо ненавидел Авшалом Амнона»; но должен он выполнить заповедь, то есть сообщить ему об этом, сказав: «Почему сделал ты мне так-то и так-то? Почему ты согрешил против меня в том-то и том-то?»

Также, если человек видит, как товарищ его согрешил или пошел по дурному пути, он обязан вернуть его к добру и сообщить ему, что тот совершает грех своими дурными делами.

Заповедь упрека предваряет запрет «ненавидеть брата», потому что тот, кто не преодолел ненависти и не «возлюбил ближнего», не сможет его упрекнуть, — пишет Эвней Эзель. — Чем больше отец любит своего сына, заботится о его воспитании, тем скорее исходящий из его любящего сердца упрек проникнет в сердце сына. Упрекая друга, нужно дать ему понять, что вы делаете это для его же блага, пишет Сефер а-Хинух.

Почему в Торе сказано дважды «упрекая упрекни»?

— Упрекай друга так же, как ты бы упрекал себя: с деликатностью, пониманием, снисхождением, любовью.

— Сначала упрекни себя, лишь потом упрекай других! Упрекая друга, удостоверься, что в тебе самом нет того же недостатка. В противном случае, твой упрек не только не будет услышан, но и станет уроком двуличия: можно делать одно, а говорить другое.

— Упрекай столько раз, сколько будет нужно, не отчаиваясь, не теряя надежды на исправление друга.

Если ты можешь упрекнуть ближнего, но не делаешь этого, то становишься соучастником его преступления — «несешь его грех», поясняет Рамбан. «В тот момент, когда ты упрекаешь другого, упрекай и себя! — писал Ребе из Гур. — Не упрекай его во всей тяжести греха — “не поднимай на него всего греха”, ведь все евреи ответственны друг за друга. Если почувствуешь, что и ты несешь какую-то долю ответственности за его грех и раскаешься в этом, то и он раскается в своем грехе».

Сказано в Талмуде: «Тот, кто способен поправить (только) своих домочадцев и не делает этого, отвечает за своих домочадцев. Тот кто способен поправить (только) жителей своего города, отвечает за весь город, а тот, кто способен поправить весь мир и не делает этого, отвечает за весь мир».

До каких пор нужно упрекать? «Рав говорит — до тех пор, пока (упрекающего) не ударят. Шмуэль говорит — до тех пор, пока (упрекающего) не проклянут. Р. Йоханан говорит — до тех пор, пока на него (упрекающего) не разозлятся». Все три мнения основываются на описании спора царя Шауля с его сыном Йонатаном, когда Йонатан упрекнул своего отца в несправедливом отношение к (будущему царю) Давиду.

Когда не надо упрекать? [↑]


Хафец Хаим пишет (Беур Алаха, 608), что из того, что Тора использует слово амитеха (твой друг), мы выучиваем, что эта мицва не применима к тем, кто сознательно не соблюдает Тору. Тоже самое пишет и Арух аШулхан (608:7), а также добавляет, что спорить с такими людьми не имеет смысла.

Хафец Хаим (Беур Алаха, 608) цитирует Сефер Хасидим, который утверждает, что обязанность тохаха (упрека) по отношению к человеку, который упрек не послушает, присутствует только у того человека, который хорошо знаком с тем, кого он упрекает. Иначе упрекаемый наверняка возненавидит того, кто его упрекает.

В Кицур Шульхан Арухе сказано, что если понятно, что человек не послушает упрека, запрещено его упрекать, «поскольку сказал рабби Илаа от имени рабби Элиэзера, сына рабби Шимона: “Как есть заповедь на человеке сказать слово, которое будет услышано, так есть и заповедь, требующая не говорить слова, которое не будет услышано”». А рабби Аба сказал: «Делающий это виновен в нарушении заповеди, как сказано: Не упрекай насмешника, чтобы он не возненавидел тебя; упрекни мудреца, и он полюбит тебя».

Человек, против которого его товарищ согрешил, а тот не захотел упрекать его и вообще говорить с ним об этом, а простил его в сердце, не ненавидя и не упрекая его — это степень «праведности». Тора приказала упрекать ближнего только в том случае, если иначе ты его возненавидишь.

Как упрекать [↑]

Хафец Хаим пишет (Законы лашон а-ра, гл. 4, пар. 4 и Беер Маим Хаим, пункт 17), что изначально упрекать нужно наедине, а не публично, и не стыдя грешника, а наоборот, используя мягкие выражения, показывая, что упрекают его ради его собственной пользы.

Встречаются люди, которые крайне отрицательно относятся к любым упрекам в их адрес. Человек такого склада не умеет реагировать должным образом на любое замечание и, скорее всего, будет и далее совершать нарушения. Если вы в первый раз видите оплошность, допущенную таким человеком, вам запрещено рассказывать об этом другим людям. Но вы можете упрекнуть его лично, даже если он не станет вас слушать, и предупредить его, что, идя таким путем, он рано или поздно пожалеет о своих действиях. Такой человек все еще считается евреем, соблюдающим заповеди.

Если кто-то полностью забросил соблюдение заповедей или постоянно нарушает определенный запрет, зная о его важности (например, не есть свинину), разрешено пристыдить его за неверные действия. Пишет «Кицур Шульхан Арух», что в случае преступления против Небес — если товарищ его не раскаялся, когда тот упрекал его один на один, его позорят публично, сообщают всем о его преступлении и поносят его в его присутствии, и стыдят и проклинают его, пока он не вернется к добру, как делали все еврейские пророки.

Как же это возможно: стыдить и поносить человека публично? Ведь сказано «Не обижайте каждый ближнего своего». Объясняют мудрецы, что ближний, то есть принадлежащий к твоему народу, — это тот, который вместе со всем еврейским народом изучает Тору и исполняет заповеди. Именно его запретила Тора обижать, а не того, кто нарушает слова Торы и не раскаивается, когда его упрекают мягко и один на один.

Родительские упреки [↑]

Необходимо отметить, что, даже зная все законы относительно упреков, некоторые родители полагают, что в отношении детей действуют иные правила. Но это не так. Родители обязаны укорять своих детей, указывать им на недостатки и ошибки. Но так же, как и взрослых, детей следует упрекать с глазу на глаз, в спокойном и сдержанном тоне. Необходимо быть очень осторожным в выборе слов, чтобы не оскорбить и не смутить ребенка; ему должно быть ясно и очевидно, что порицание делает любящий и неравнодушный человек.

Критика уже по самой своей природе способна причинить боль: ведь это неприятная встреча с собственными недостатками. И дети реагируют на критику точно так же, как и взрослые: она их так же ранит и огорчает. Легко упрекнуть ребенка в том, что он грязный и неаккуратный. Но взрослому мы этого никогда не скажем, потому что побоимся его обидеть. А ребенок, считаем мы, к таким тонкостям не чувствителен, — забывая при этом, что дети гораздо более ранимы, чем взрослые. Их представление о себе очень неустойчиво и, следовательно, подвержено сильному влиянию извне. Запрет наносить словесное оскорбление относится как ко взрослым, так и к детям.

Ребенок, чье чувство уверенности в себе только начинает развиваться, очень сильно зависит от мнения важных в его жизни людей. Поэтому он не просто не любит упреков, как и взрослый, он страдает от них гораздо сильнее, чем мы.

Выводить материалы