Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Все евреи — от самого хорошего и до самого плохого — одна душа»Раби Йеонатан Айбишиц

Скромность Моше

25 января 2013, 05:13

Отложить Отложено

История – короче некуда. И никто не скажет, что неправильная, ненужная история. Нет, согласятся: "Очень нужная". А я им в ответ: "И что мы из нее можем извлечь полезного для себя? Чему мы тут учимся?"

"Ну как чему, – отвечают, – тому, что нужно быть скромными".

"А мы скромные?"

"А то нет!"

Получается, что человек, почти любой, может сказать о себе, что он скромный. В меру. В той степени, которая считается нормальной для данного общества. В целом и общем.

Ой ли?

Сейчас объясню. Но сначала обещанная короткая история.

Про Хазон-Иша. Рассказывают, что однажды он шел по улице и беседовал с одним знакомым раввином. Дошел до своего дома, а там недавно напротив установили уличный фонарь. Сказал: "Смотри, мы подходим к фонарю – и тени уменьшаются".

И показал, как они подходят, а их тени на асфальте укорачиваются.

"Ты видишь?"

"Ну да", – ответил собеседник. Мол, чего тут непонятного?

Хазон-Иш продолжил: "Чем ближе к свету, тем на земле меня меньше".

"?"

"То же самое с духовностью: чем ближе человек к Торе – источнику Света, – тем меньше у него представления о самом себе".

** **

Есть понятие нескромности. Это когда человек (даю синонимальный ряд) – много о себе мнит, возносится над другими, никого не стесняется, думает, что он самый крутой, переполнен самомнением и т.д.

Такие люди встречаются. Все их видят (так ведь они и хотят, чтобы их видели). Но мы с вами люди воспитанные, культурные, интеллигентные, скромные, особенно не высовываемся, себя другим не навязываем; умеем смолчать, если что; ну и т.д.

Верно я написал?

Так вот! На самом деле, нескромность – не абсолютная величина, не один уровень для всего общества. А индивидуальная величина. Своя граница для каждого человека.

У каждого своя нескромность. И определяется она только одним качеством: умением человека смотреть на другого сверху вниз. Независимо от этого другого. Посмотрел сверху вниз на самого, кажется, недостойного и низкого – вот ты и проявил нескромность.

Примеры. Их два у меня. Первый: про того, кто обижает. Часто (не всегда, но слишком часто) обида строится на том, что кто-то оценил другого ниже себя. "Ты нарушил закон (обычай, частное правило поведения), больше не нарушай". За таким замечанием стоит повышенное самомнение: ты нарушил – ты недостоин, ты низок – в то время как я крутой, не нарушил, веду себя пристойно".

Иллюстрация. Рабену Йона не советует показывать другому знак, призывающий к молчанию: палец у губ. Потому что в нем можно усмотреть такой посыл: не разговаривайте в момент, когда надо помолчать (при чтении Торы, во время молитвы и т.д.) – видите, я же молчу!" – А это уже нескромность.

Первый вывод. Кто обижает – тот нескромен, потому что счел своего оппонента ниже себя. (Это не при всякой обиде, но как правило. Обратите внимание.)

Второй пример (и вывод): про того, кто обижается. "Ой, меня обидели, на меня наехали, за кого они меня принимают? Меня незаслуженно обидели. (Моя реплика: разве бывает заслуженно?) Почему они думают, что я ниже их? Я не ниже!" – Во всем этом тоже есть элемент реакции раненного самолюбия.

Повторяю, не всякий раз, когда кто-то обижает или кто-то обижается, мы видим проявление нескромности. Но часто. Чаще, чем хотелось бы. В быту почти всегда.

** **

Про Моше сказано, что он самый скромный из людей. Вопрос: и в чем эта скромность хоть раз себя проявила? В каких эпизодах он ее показал? Можете не искать – таких эпизодов нет.

Множество раз Моше очень резко разговаривал с евреями, порицал их и поучал. Почти вся книга Дварим тому свидетельство. Тот, кто порицает, – уже нескромен.

Тем не менее, заявлено прямым текстом: самый скромный из всех людей прошлого и будущего.

И вот объяснение. Моше отказался идти в Египет спасать евреев. Всевышний сказал ему, что опасаться нечего, Он даст ему "знак", который снимет все опасения.

Чего опасался Моше? Только одного: что заслугу по спасению евреев припишут ему одному. Он не хотел делать в своей жизни хоть что-либо для самого себя, а не для Всевышнего – и через Него для евреев. Творцу и еврейскому народу он отдал всего себя без остатка. Это и было скромностью. Ни разу на себя не посмотрел как на значимую величину.

(Кстати, так и вышло, как обещал Всевышний. Евреи признали, что вывел их из Египта Один Всевышний. "Он Сам, а не Его посланник. Он Сам, а не ангел". Недаром в Агаде-шель-Песах почти нет имени Моше.)

Моше и Аарон произнесли выдающуюся фразу, всего два слова (Шмот 16:7): "Ванахну ма? Да кто мы такие (чтобы вы на нас жаловались)!"

Т.е. мы никто! Мы ниже всех.

** **

Сказать современному человеку, что надо считать себя нулем – он не поймет. Европейская культура вся замешана на чувстве само-гордости, высокой самооценки, отстаивания своих прав, высокого осознания себя как Личности. Тора не против: если вам дорог образ Творца, который в вас вложен, – очень хорошо. Но не носитесь с собой как с писанной торбой.

** **

Повторим главный вывод: каждый скромен или нескромен на своем месте. Нет одной общей оценки. Надо быть скромным в своих обстоятельствах, на своем уровне.

"Будь скромным" – это сказано не другим, а мне.

** **

По уроку серии "Еврейское поведение". Название: "Тише воды, ниже травы". Только что вывешен на сайте.

Теги: Хидуш, Мусар, Видео-урок, Недельный раздел