Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Два вывода

Отложить Отложено

Отмечено, что, чем больше учишь, тем больше надо из выученного запомнить. Поэтому самое простое – в конце каждого дня записывать кратко самое главное из свеже-узнанного. Или в конце каждой недели. У меня, например, за несколько дней отсутствия в сети накопилось несколько важных для меня самого замечаний-выводов-результатов. Делюсь с вами двумя из них.

Первый.

Часто видим, как человек, ревностно соблюдающий заповеди Торы, с болью наблюдает, как некто нарушает то или иное ее положение. И ему становится настолько обидно, что он решает сделать нарушителю замечание (выговор, наставление, внушение, нагоняй, разнос) – якобы исполняя важное правило Торы: "Наставляй своего ближнего", делай ему замечания, дабы предостеречь его от ошибки или от ее повторения. Но он, наш ревнитель и поборник за чистоту Торы, делает свое замечание при всех, наивно полагая, будто к этому его обязывает сама Тора, которая говорит: не проходи мимо, наставляй всякого, кого можешь, – иначе-де в чужом грехе будешь виноват и ты.

И это ошибка. Ибо форма такого наставления – через обиду и боль того, кто его слышит – недопустима! Оно само является страшным нарушением.

Сей запрет раби Элиэзер Амодаи (см. Санедрин 99) выводит из текста Торы (Бемидбар 15:31): "Потому что слово Всевышнего опорочил". У того, кто унижает достоинство другого человека при всех, нет грядущего мира. Даже если он руководствуется самым благим намерением – и даже, якобы, выступает ревнителем Торы. Ведь оскорбить человека при всех – это оскорбить Всевышнего, по образу Которого сотворен каждый из нас.

Хочешь кого-то поправить – поправь наедине. Это касается учителя в классе, родителя в семье, где есть несколько детей, "политинформатора" в интернете и пр. (Ссылка)

** **

Второй вывод недели.

"Мера за меру" (мида кенэгед мида). Любят на уроках для начинающих рассказывать про этот принцип, которым-де управляется мир. Но забывают сказать, что речь идет о нашей с вами реальности, а не о древних временах. Т.е., принцип касается нас – живых и реальных – а не только давно почивших праотцев.

Примеров в Хумаше полно. Яаков воспользовался слепотой отца, когда забрал у него благословение, обещанное старшему брату, Эсаву, – и сам был ночью обманут Лаваном, подсунувшим ему Лею вместо Рахели.

Но это про Яакова, а что про нас самих? Оказывается, принцип "мера за меру" интересен в первую очередь не как урок на занятиях кружка любителей Торы, а главным образом потому, что касается нашей конкретной жизни. Он важен нам, ибо без него ничего нельзя сделать. Для людей он необходим, как реакция фотосинтеза для растений.

Логика учебной демонстрации проста. Если человек ошибся – ему надо ошибку исправить. А откуда он знает, что совершил ошибку? Согласитесь, многие делают много чего странного, и им в голову не приходит, что это запрещено или нежелательно, или предосудительно, или обернется для них самих очень плохими результатами. Так вот, неужели надо ждать плохих результатов, чтобы узнать, что ты ошибся?

Сказано в Торе (Бемидбар 15): "Если кто совершит грех по ошибке – пусть принесет жертву и т.д." Как может человек знать, что он совершил грех по ошибке? – Например, сделал какое-то дело по незнанию. – Но ведь если по незнанию, то, возможно, он так и не узнал, что согрешил. Тем не менее, Тора обзывает нечаянного грешника исправить свое поведение. И если есть такое обязательство, то, следовательно, небо обещает побеспокоиться о том, чтобы дать человеку понять, что он совершил проступок. Тебе будет дано узнать, что тобой совершенно запретное деяние – а ты, будь любезен, исправься!

Дальше схема работает еще проще. Ты учинил, предположим, нечто не самое достойное. (Событие номер 1.) Проступок совершен при некоторых обстоятельствах, своего рода в обрамлении антуража, в неких сопутствующих рамках. И ты не знаешь, хорошо или плохо ты поступил. Просто не знаешь, сомневаешься, не ведаешь, как к этому отнеслись там, наверху.

И вот проходит некоторое время – и ты попадаешь в новую ситуацию (событие номер 2.), которую ты, скажем так, расцениваешь как проблемную или просто неприятную, попадаешь в беду, испытываешь боль, несешь потерю и т.д. Смотришь на ситуацию чуть внимательнее – и находишь, что она произошла в том же антураже, на том же сопутствующем фоне (что и событие номер 1).

Так вот, раз тебе больно – значит, тебе дается понять, что первое действие было расценено на небесах как ошибка. – Срочно исправляйся.

Это и есть мера за меру.

А рассказы про наших праотцев – всего лишь эталоны, прописи, теория, которую надо усвоить и применить к себе. Другой ценности в этих рассказах нет. (Ссылка.)

Теги: Мусар, Видео-урок