Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

МАТОТ

БОГ СКАЗАЛ МОШЕ: ОТОМСТИ НЕПРЕМЕННО МИДЬЯНИТЯНАМ ЗА СЫНОВЕЙ ИЗРАИЛЯ (Бемидбар, 31:1,2)

Бог сказал, чтобы Моше отомстил за гибель 24 000 Сынов Израиля, пораженных мором за грех с мидьянитянками. Отсюда вывод: кто толкнул другого человека на грех, понесет ответственность за его наказание (Ор йохэйл).

МОШЕ ПОСЛАЛ В ВОЙСКО ПО ТЫСЯЧЕ ОТ КАЖДОГО КОЛЕНА И ПИНХАСА, СЫНА ЭЛЬАЗАРАСВЯЩЕННИКА, И ДАЛ ЕМУ В РУКУ СВЯЩЕННЫЕ ПРЕДМЕТЫ И ПРИЗЫВНЫЕ ТРУБЫ (Бемидбар, 31:6)

Но в сражении с мидьянитянами Моше не участвовал. В стихе первом и втором мы читали, что Всевышний повелел ему отомстить им, почему же он не вышел, чтобы с ними сразиться? Мидраш объясняет, что после бегства из Египта он жил среди этого народа у своего тестя Итро, пока не явился ему Бог в горящем кусте и не повелел снова вернуться в Египет. Поэтому он был обязан испытывать к ним благодарность (Даат зкеним).

Пока Моше жил среди них, жители Мидии ничего не делали, чтобы ему помочь, и теперь Творец решил их наказать. Тем не менее, он из благодарности не присоединился к сражению против них.

Не сердитесь, делая замечание за плохое поведение

СЫНЫ ГАДА И РЕУВЕНА ПРИШЛИ И ГОВОРИЛИ МОШЕ, ЭЛЬАЗАРУ-СВЯЩЕННИКУ И КНЯЗЬЯМ ОБЩИНЫ И СКАЗАЛИ… (Бемидбар, 32:2)

Колена Реувена и Гада просили у Моше разрешения поселиться на восточном берегу Иордана. Он долго возражал, считая их просьбу проявлением бунта (там, 6—15). Говорил, что Бог повелел сынам Израиля войти в Эрец Исраэль, и когда остальные увидят, что эти колена туда не идут, то и они не захотят идти ради обретения там своего наследия. Терпеливо выслушав порицание Моше, люди колена Реувена и Гада сказали (там, 16—19), что не собираются отказываться от обязанности завоевывать Землю Израиля, пойдут во главе народа и не вернутся в Заиорданье, пока не завоюют землю для всего народа. Хотя их намерения были достойны уважения, пока их ругал Моше, они не отвечали. Человек должен ценить возможность выслушать порицание.

МАСЭЙ

НАЗНАЧЬТЕ ДЛЯ СЕБЯ ГОРОДА, ГОРОДАМИ УБЕЖИЩА ОНИ БУДУТ ДЛЯ ВАС; И УБЕЖИТ ТУДА УБИЙЦА, КОТОРЫЙ СЛУЧАЙНО УБИЛ ЧЕЛОВЕКА (Бемидбар, 35:11)

Тора говорит, что тот, кто убил неумышленно, должен скрыться от кровной мести в одном из шести городов-убежищ в Эрец Исраэль, выделенных для этой цели. Книга Хинух объясняет, что это наказание — поскольку жизнь в изгнании подобна смерти. Хотя он совершил убийство случайно, он должен расплатиться за небрежность, которая стоила человеку жизни. Надо быть очень осторожными, чтобы не вызвать чьей-либо смерти. Сегодня, например, это касается каждого, кто ведет машину. Нужно полностью сосредоточиться — малейшая ошибка может привести к гибели людей. Если вы расстроены или устали, лучше не садитесь за руль.

НЕ ОСКВЕРНЯЙТЕ ЗЕМЛЮ, В КОТОРУЮ ВХОДИТЕ (Бемидбар, 35:33)

Согласно Сифре, этот стих запрещает льстить негодяям — ханифут. Такая лесть — серьезное преступление. Рабейну Йона подробно рассматривает это в книге Шаарей тшува. Вот некоторые важные моменты из его сочинения:

  • 1. Самая плохая форма лести, когда человек видит, как другой делает преступление, и говорит: «Ты не сделал ничего плохого». Это поощряет нарушителя повторять злодеяния.
  • 2. Говорить, что тот, кто плохо поступает — хороший человек, считается лестью. Хотя вы не называете плохие поступки хорошими, прославлять негодяев запрещено. Праведный человек презирает грешника, как написано: «Неправедный ненавистен праведному» (Мишлей).
  • 3. Если его положение обязывает указывать людям, что они неправильно поступают, а он это не делает — это ханифут. Наши мудрецы учат: «Кто может протестовать против плохого поведения в доме и отказывается это делать, считается ответственным за него. И кто не протестует против плохого поведения жителей своего города, тоже отвечает за это. Если человек может протестовать против плохого поведения во всем мире и не делает этого, он несет ответственность за преступления всего мира» (Шабат).
  • Запрещено льстить, чтобы извлечь из этого пользу (Орхот цадиким). Плохо неискренне льстить, но необходимо хвалить людей ради их блага. Последний рош ешива «Тельшяй», раби Хаим Мордехай Кац, говорил, что похвала дает возможность ощутить человеку его скрытые достоинства и помогает реализовать лучшие качества. В Талмуде (Эрувин) сказано, что в присутствии человека следует говорить только часть похвалы. Излишняя похвала создает впечатление неискренней лести (Раши), а искренний комплимент — большой хесед.

    С любезного разрешения переводчика и издателя Гедалии Спинаделя, изд-во Ам Асефер


    Тора предъявляет высокие требования как каждому судье персонально, так и к судебной системе в целом. В данном материале кратко изложены функции еврейского раввинского суда — бейт дина. Читать дальше

    Справедливое общество

    Рав Арье Кармель

    Заповеди, определяющие построение основ справедливости в обществе.

    Врата Воздаяния. Причина страданий в этом мире

    Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
    из цикла ««Врата воздаяния»»

    Если на человека обрушиваются страдания, пусть проверит свои поступки. Проверил и не нашёл за собой греха, — значит он недостаточно изучает Тору. Но если он проверил и убедился, что не пренебрегал Торой, пусть знает, что это страдания, вызванные любовью к нему Творца...

    Тора и бизнес. Споры

    Рав Шауль Вагшал,
    из цикла «Тора и Бизнес»

    Причина деловых споров заключается во взаимном непонимании. Лучше всего решать конфликты путем мирного диалога. Если решение не было найдено, обратитесь в религиозный суд.

    Даат тфила 2. Значения слова тфила. Значение первое: молитва — суд

    Рав Эуд Авицедек,
    из цикла «Даат тфила»

    Смысл акта молитвы — предстать перед Царем, как объясняет Рамбам: «Каков внутренний настрой молящегося? Он должен освободить свое сердце от всех мыслей и представить себе, как будто он стоит перед Б-гом»

    Рассказы из жизни еврейских мудрецов 7. Настоящий судья

    Мирьям Климовская,
    из цикла «Рассказы из жизни еврейских мудрецов»

    Когда Закона недостаточно

    Рав Берл Вайн

    В еврейском Законе существует понятие — «выход за пределы буквы закона». Что это означает и как применяется на практике?..

    Рабство «по-еврейски»

    Рав Реувен Пятигорский,
    из цикла «О нашем, еврейском»

    Известно, что тюрьма — «кузница кадров преступного мира». В ней не оставляют свою воровскую специальность, а усовершенствуют ее, приобретая «смежные профессии». Вышедший на свободу после заключения почти наверняка продолжит свои занятия. В его руках нет никакого полезного ремесла, но ему надо найти пропитание себе и своей семье. Поэтому скорее всего он снова пойдет воровать. Да и все время пока он сидел в тюрьме, чем питались его дети? Чем провинились маленькие дети, если общество наказывает их безотцовщиной? Понятно, что неслучайно Тора ни словом не упоминает тюрьму как средство борьбы с преступностью в еврейской среде.

    Когда деньги выплачиваются одному из партнеров

    Рав Цви Шпиц

    Талмуд сообщает нам, что предварительное условие, позволяющее партнеру оставить себе спасенные деньги, состоит в том, что он заранее сказал, что намерен действовать от собственного имени