Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Наши мудрецы сказали, что всякий, кто гневается, подобен идолопоклоннику. Причина этого в том, что в момент гнева он утрачивает веру в Б-га. Ведь если бы он верил, что данная неприятность - от Всевышнего, он бы не гневался вовсе»Тания
Основные моменты нынешней недельной главы через призму документальных историй.

ТЕСНИ МИДЬЯНИТЯН И РАЗИ, ИБО НАВЛЕКЛИ НА ВАС БЕДУ, КОГДА СОБЛАЗНИЛИ ВАС ПЕОРОМ И КОЗБИ, ДОЧЕРЬЮ КНЯЗЯ МИДЬЯНА (Бемидбар, 25:17, 18)

Мидраш отмечает: заповедь предписывает наказать мидьянитян, которые ввели в грех еврейский народ, но запрещено ненавидеть египтян — хотя те пытались уничтожить народ Израиля. Отсюда мудрецы делают вывод: побудить кого-то согрешить — хуже, чем его убить.

Реб Йона Эммануэль из Иерусалима рассказывает: «В Тиша б»ав тысяча девятьсот сорок четвертого года в концлагере Берген-Бельзен никому не дали еды, ни маленьким детям, ни больным, ни престарелым. Несмотря на жестокий указ, моя мать готовила кашу для моей маленькой сестры Батьи трех с половиной лет. Двое капо (евреев, лагерных надзирателей) поймали ее и привели на суд. Суд устроили в пятницу вечером, в шабат Нехама («шабат утешения» — после Тиша б»ав). В Берген-Бельзене капо устраивали суды, где обвиняемый являлся своим адвокатом и выступал в свою защиту.

Суд был очень коротким, и наказанием было лишение еды на два дня. Моя мать отказалась от права выступать и ничего не стала говорить. Я спросил ее, почему она не спорила и не сказала, что в тот день не было еды, и она не могла заставить голодать маленького ребенка, ведь скажи она об этих обстоятельствах, они могли бы дать ей более легкое наказание.

— Уже был шабат, — ответила мать, — а каждое слово записывал еврей. Поэтому я молчала. Лучше ходить голодной, чем заставить другого еврея нарушать шабат (Ликвод шабат).

В ешиве, синагоге и других религиозных организациях важно, чтобы все чувствовали себя хорошо. Создав кому-нибудь неудобство, вы можете побудить человека покинуть место, которое способствует его духовному подъему.

И МОШЕ ОБРАТИЛСЯ К БОГУ И СКАЗАЛ: ПУСТЬ БОГ, БОГ ДУХОВ ВСЯКОЙ ПЛОТИ, НАЗНАЧИТ ЧЕЛОВЕКА НАД ОБЩИНОЙ (Бемидбар, 27:15,16)

Когда пришла пора умирать, Моше попросил Бога назначить нового лидера. Раши цитирует Сифре, объясняя, что Тора хочет подчеркнуть достоинство Моше. Он собирался покидать этот мир, но думал при этом о благе общины.

ПУСТЬ БОГ, БОГ ДУХОВ ВСЯКОЙ ПЛОТИ, НАЗНАЧИТ ЧЕЛОВЕКА НАД ОБЩИНОЙ (Бемидбар, 27:16)

Перед смертью Моше сказал Богу: «Ты знаешь, что ум одного — не ум другого. Назначь руководителя общины, который мог бы говорить с каждым, согласно его пониманию» (Раши, ссылаясь на Бемидбар раба).

Хотя искусный оратор может играть существенную роль, воздействуя на массы, — он не истинный лидер. Настоящий лидер понимает особенности каждого человека и ведет себя с ним соответственно (Рав Хаим Шмулевич).

К р. Шмуэлю Салантеру пришла женщина выяснить закон. Вопрос был нелепый, но рав Шмуэль взял несколько толстых книг и стал в них смотреть, как делают, когда вопрос требует изучения. После этого он с серьезным видом дал ей ответ, чтобы у нее возникло впечатление, что она спросила нечто существенное.

Когда она вышла, рав Салантер сразу ответил своим ученикам, которые едва удерживались от смеха: «Когда будете раввинами, и вам зададут ѓалахический вопрос, никогда не смейтесь. Если посмеетесь один раз над глупым вопросом, человек постесняется обратиться к вам, когда дело будет действительно серьезное» (Шивим шана бирушалаим).

Споры и ссоры возникают из-за различий во мнениях и нетерпимости к чужим взглядам. Ребе из Коцка, комментируя мидраш, предложил способ, как их избежать. Мы не обижаемся на то, что наше лицо и лицо другого человека не похожи. Разнообразие имеет много преимуществ. Точно так следует воспринимать разные мнения (Эмет микоцк тицмах).

НАЗНАЧЬ НАД ОБЩИНОЙ ЧЕЛОВЕКА, КОТОРЫЙ БУДЕТ ВЫХОДИТЬ И ВХОДИТЬ ПЕРЕД НИМИ, ВЫВОДИТЬ ИХ И ПРИВОДИТЬ — ЧТОБЫ НЕ БЫЛА ОБЩИНА БОЖЬЯ, КАК СКОТ БЕЗ ПАСТУХА (Бемидбар, 27:16,17)

Раши цитирует Сифре, где говорится, что еврейский лидер должен походить не на царя, который сидит дома, посылая армии в битву, а на Моше, который сам вел народ против Сихона и Ога. Сифре отмечает, что Йеѓошуа бин Нун и царь Давид тоже сами вели народ на войну.

Человек не должен стремиться стать лидером, чтобы добиться от народа славы и почета. Руководство — это обязанность и ограничения. Это относится и к духовным сражениям еврейского народа. Настоящий еврейский лидер должен бороться с незнанием Торы, которое приводит, в том числе, к смешанным бракам и ассимиляции.

БОГ СКАЗАЛ МОШЕ: ВОЗЬМИ СЕБЕ ЙЕЃОШУА, СЫНА НУНА, ЧЕЛОВЕКА, В КОТОРОМ ЕСТЬ ДУХ, И ВОЗЛОЖИ НА НЕГО ТВОЮ РУКУ (Бемидбар, 27:18)

Раши комментирует: назначь метургемана (человека, который будет громко возглашать и разъяснять законы) для Йеѓошуа, и будет всю жизнь распространять Закон — чтобы не сказал народ: «В дни Моше он не смог бы и головы поднять».

Отсюда мы видим: надо стараться делать все, чтобы усилить власть руководителей Торы. Если есть среди прихожан те, кто посвятили себя изучению Торы, и они ходят на лекции раввина своей синагоги, это научит и людей с другими интересами, что посещение его лекций может многое дать им.

С любезного разрешения переводчика и издателя Гедалии Спинаделя, изд-во Ам Асефер


Глава повествует об одной из самых загадочных заповедей — заповеди о пепле красной коровы. По преданию, ее смысл не смог постичь даже царь Соломон. Также в главе описывается, как еврейский народ скорбел после ухода первосвященника Аарона. А затем, после многолетних странствий, евреи, достигают границ Святой земли. Читать дальше

Недельная глава Хукат

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

Содержание главы: Законы, связанные с ритуальной чистотой (Бемидбар 19:1—22). Смерть пророчицы Мирьям, сестры Моше; чудо с водой, вышедшей из скалы (20:1—11). Всевышний лишает Моше и Аарона права войти в Святую землю (20:12—13). Царь Эдома не дает евреям пройти через свою страну (20:14—21). Смерть Аарона; его сын Элиэзер становится первосвященником Храма (20:22—29). Победа над царем Арада (21:1—3). Ропот на Моше в среде евреев; чудо с медным змеем (21:4—9). Песня о Колодце — благодарность Всевышнему за воду, которую нашел народ (21:10-20). Завоевание царств Сихона и Ога на восточном берегу Иордана (21:21—22:1).

Мидраш рассказывает. Недельная глава Хукат

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы

Словарь для читающих Тору на иврите. Хукат

Рав Аарон Штейман,
из цикла «Словарь ивритских терминов»

Червленая шерсть и другие ключевые понятия недельной главы

Хукат, вопросы и ответы

Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»

Вопросы и ответы по недельной главе