Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Основные моменты нынешней недельной главы через призму документальных историй.

ТЕСНИ МИДЬЯНИТЯН И РАЗИ, ИБО НАВЛЕКЛИ НА ВАС БЕДУ, КОГДА СОБЛАЗНИЛИ ВАС ПЕОРОМ И КОЗБИ, ДОЧЕРЬЮ КНЯЗЯ МИДЬЯНА (Бемидбар, 25:17, 18)

Мидраш отмечает: заповедь предписывает наказать мидьянитян, которые ввели в грех еврейский народ, но запрещено ненавидеть египтян — хотя те пытались уничтожить народ Израиля. Отсюда мудрецы делают вывод: побудить кого-то согрешить — хуже, чем его убить.

Реб Йона Эммануэль из Иерусалима рассказывает: «В Тиша б»ав тысяча девятьсот сорок четвертого года в концлагере Берген-Бельзен никому не дали еды, ни маленьким детям, ни больным, ни престарелым. Несмотря на жестокий указ, моя мать готовила кашу для моей маленькой сестры Батьи трех с половиной лет. Двое капо (евреев, лагерных надзирателей) поймали ее и привели на суд. Суд устроили в пятницу вечером, в шабат Нехама («шабат утешения» — после Тиша б»ав). В Берген-Бельзене капо устраивали суды, где обвиняемый являлся своим адвокатом и выступал в свою защиту.

Суд был очень коротким, и наказанием было лишение еды на два дня. Моя мать отказалась от права выступать и ничего не стала говорить. Я спросил ее, почему она не спорила и не сказала, что в тот день не было еды, и она не могла заставить голодать маленького ребенка, ведь скажи она об этих обстоятельствах, они могли бы дать ей более легкое наказание.

— Уже был шабат, — ответила мать, — а каждое слово записывал еврей. Поэтому я молчала. Лучше ходить голодной, чем заставить другого еврея нарушать шабат (Ликвод шабат).

В ешиве, синагоге и других религиозных организациях важно, чтобы все чувствовали себя хорошо. Создав кому-нибудь неудобство, вы можете побудить человека покинуть место, которое способствует его духовному подъему.

И МОШЕ ОБРАТИЛСЯ К БОГУ И СКАЗАЛ: ПУСТЬ БОГ, БОГ ДУХОВ ВСЯКОЙ ПЛОТИ, НАЗНАЧИТ ЧЕЛОВЕКА НАД ОБЩИНОЙ (Бемидбар, 27:15,16)

Когда пришла пора умирать, Моше попросил Бога назначить нового лидера. Раши цитирует Сифре, объясняя, что Тора хочет подчеркнуть достоинство Моше. Он собирался покидать этот мир, но думал при этом о благе общины.

ПУСТЬ БОГ, БОГ ДУХОВ ВСЯКОЙ ПЛОТИ, НАЗНАЧИТ ЧЕЛОВЕКА НАД ОБЩИНОЙ (Бемидбар, 27:16)

Перед смертью Моше сказал Богу: «Ты знаешь, что ум одного — не ум другого. Назначь руководителя общины, который мог бы говорить с каждым, согласно его пониманию» (Раши, ссылаясь на Бемидбар раба).

Хотя искусный оратор может играть существенную роль, воздействуя на массы, — он не истинный лидер. Настоящий лидер понимает особенности каждого человека и ведет себя с ним соответственно (Рав Хаим Шмулевич).

К р. Шмуэлю Салантеру пришла женщина выяснить закон. Вопрос был нелепый, но рав Шмуэль взял несколько толстых книг и стал в них смотреть, как делают, когда вопрос требует изучения. После этого он с серьезным видом дал ей ответ, чтобы у нее возникло впечатление, что она спросила нечто существенное.

Когда она вышла, рав Салантер сразу ответил своим ученикам, которые едва удерживались от смеха: «Когда будете раввинами, и вам зададут ѓалахический вопрос, никогда не смейтесь. Если посмеетесь один раз над глупым вопросом, человек постесняется обратиться к вам, когда дело будет действительно серьезное» (Шивим шана бирушалаим).

Споры и ссоры возникают из-за различий во мнениях и нетерпимости к чужим взглядам. Ребе из Коцка, комментируя мидраш, предложил способ, как их избежать. Мы не обижаемся на то, что наше лицо и лицо другого человека не похожи. Разнообразие имеет много преимуществ. Точно так следует воспринимать разные мнения (Эмет микоцк тицмах).

НАЗНАЧЬ НАД ОБЩИНОЙ ЧЕЛОВЕКА, КОТОРЫЙ БУДЕТ ВЫХОДИТЬ И ВХОДИТЬ ПЕРЕД НИМИ, ВЫВОДИТЬ ИХ И ПРИВОДИТЬ — ЧТОБЫ НЕ БЫЛА ОБЩИНА БОЖЬЯ, КАК СКОТ БЕЗ ПАСТУХА (Бемидбар, 27:16,17)

Раши цитирует Сифре, где говорится, что еврейский лидер должен походить не на царя, который сидит дома, посылая армии в битву, а на Моше, который сам вел народ против Сихона и Ога. Сифре отмечает, что Йеѓошуа бин Нун и царь Давид тоже сами вели народ на войну.

Человек не должен стремиться стать лидером, чтобы добиться от народа славы и почета. Руководство — это обязанность и ограничения. Это относится и к духовным сражениям еврейского народа. Настоящий еврейский лидер должен бороться с незнанием Торы, которое приводит, в том числе, к смешанным бракам и ассимиляции.

БОГ СКАЗАЛ МОШЕ: ВОЗЬМИ СЕБЕ ЙЕЃОШУА, СЫНА НУНА, ЧЕЛОВЕКА, В КОТОРОМ ЕСТЬ ДУХ, И ВОЗЛОЖИ НА НЕГО ТВОЮ РУКУ (Бемидбар, 27:18)

Раши комментирует: назначь метургемана (человека, который будет громко возглашать и разъяснять законы) для Йеѓошуа, и будет всю жизнь распространять Закон — чтобы не сказал народ: «В дни Моше он не смог бы и головы поднять».

Отсюда мы видим: надо стараться делать все, чтобы усилить власть руководителей Торы. Если есть среди прихожан те, кто посвятили себя изучению Торы, и они ходят на лекции раввина своей синагоги, это научит и людей с другими интересами, что посещение его лекций может многое дать им.

С любезного разрешения переводчика и издателя Гедалии Спинаделя, изд-во Ам Асефер


О порядке и законах проведения пасхального Седера Читать дальше

Седер

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Слово «седер» означает порядок. Пасхальный вечер проводится согласно установленному нашими мудрецами порядку. Надо уделить внимание не только взрослым гостям, но и детям, чтобы они не скучали.

Пасхальная Агада

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Тора заповедала ежегодно рассказывать об Исходе из Египта. Поэтому за праздничным столом мы читаем Пасхальную Агаду — специальный сборник текстов и молитв. Иллюстрированные сборники Агады очень ценятся в мире иудаики.

Смысл пасхального Седера

Рав Носон Шерман

Исход из Египта для нас — событие давней истории. Однако в действительности мы не движемся вперед по прямой линии, оставляя прошлое позади.

Очистка дома перед праздником Песах и проведение Седера

Рав Пинхас Шайнберг

Настоящая брошюра составлена на основе записей, сделанных группой учеников гаона раввина Хаима-Пинхаса Шейнберга, руководителя иешивы Тора-Ор, и представляет собой сборник его ответов на вопросы слушательниц проводимых им лекций.

Наш рассказ в ночь Пасхального седера

Рав Бенцион Зильбер

Чем воспоминание об исходе из Египта в ночь Песаха отличается от воспоминания об этом событии в другие ночи года?

В каждом поколении

Рав Реувен Пятигорский

В каждом поколении есть свой Египет, как физический, так и духовный. И в наши дни есть те, кто хотят поработить нас, подчинив своему образу жизни. Поэтому надо помнить о главной цели Исхода — осознании веры в Творца.

Избранные пасхальные рецепты

Тиква Серветник

Песах, больше чем другие праздники, отражается на кухне. В этот праздник есть строгие ограничения в ассортименте продуктов. Ашкеназские евреи не употребляют в пищу «китниёт» — разновидность круп. При покупке продуктов, нужно обращать внимание как на кашрут на Песах, так и на их наличие в составе. Приятного аппетита.

Канун Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Избранные главы из книги «Книга нашего наследия»